Леонид Блехер (leonid_b) wrote,
Леонид Блехер
leonid_b

Category:

Сказано (из статьи Сергея Худиева "О праведности и мире - по завершении митинга")

Статья "О праведности и мире" мне понравилась, как всегда у Худиева - просто, внятно и содержательно.
Если мы хотим, чтобы общество, в котором мы живем было более справедливым и человеколюбивым, это одно; если мы хотим, чтобы текущий правитель куда-нибудь провалился — это другое.
Я не поддерживаю лозунга «свержения режима» по вполне ясным причинам. Если правитель внезапно обидится и уедет в Бразилию, а на месте правительства у нас будет КС оппозиции в полном составе, для меня совсем не очевидно, что мы окажемся в более справедливом и человеколюбивом обществе, чем до этого. Политические потрясения редко сопровождаются умягчением нравов, а если люди очевидно немудры и недобродетельны сейчас, то нет никаких причин ожидать, что они сделаются мудры и добродетельны, воцарившись. Власть скорее развращает.
...........
Я не вижу никаких, абсолютно никаких, оснований надеяться на то, что падение режима как таковое породит более справедливое и гуманное общество. Я вижу основания полагать, что оно только снизит и тот невосхитительный уровень правды и милости, который у нас есть.
Поэтому я нахожу вопрос «а чего мы хотим-то — исцеления язв общества или падения режима?» важным. Это сильно разные вещи, между которыми приходится выбирать.
И далее:
Если же формулировать цель как оздоровление государства и общества, нам стоит задуматься над тем, что такое праведность, и чего мы хотим, когда мы хотим более праведного общества. Одна из постоянных ошибок наших политических дискуссий — это то, что праведность определяется чисто негативно, через отсутствие компромата, чего-то, что можно предъявить человеку как его преступление. Отсюда возникает война компроматов — «в ваших рядах воры!» — «а в ваши мало того, что воры, еще аж и целые педофилы». Это война ведет к общему понижению нравов, когда ее участникам и зрителям настойчиво внушается, что все вокруг, независимо от лагеря, делятся на две категории — явных мерзавцев и еще не разоблаченных мерзавцев. Весь мир таков, что и стесняться нечего.
...........
Приведение людей к примирению с Богом есть задача не политическая, а миссионерская. Однако подходя к общественным задачам, мы можем и должны обращаться к опыту нашей веры и предлагать нашим ближним — в том числе неверующим — то, что они могут воспринять к их и нашей пользе.
Поэтому мы можем говорить о горизонтальном измерении праведности — правильных отношениях между людьми. Доверии и принятии, признании общности и взаимных обязательств. Россию отличает очень низкий уровень взаимного доверия, и нам стоит подумать над тем, как мы можем его повысить.
...........
Одно из самых глубоких расхождений между библейским и мирским взглядом на человека состоит в том, что мир не разделяет грех и человека, в то время как для благой вести принципиально важно, что такое разделение возможно и необходимо. Мир говорит либо «если ты любишь меня — люби и мои грехи» либо «поскольку мы ненавидим его злые дела, мы ненавидим его самого». Требование любить грех из любви к грешникам пока громче звучит в других странах, нам приходится иметь дело с другим — с требованием ненавидеть грешников из ненависти ко греху. Но для христианина грешник — это потенциальный святой, гонитель — это потенциальный Апостол, враг — это потенциальный друг.
Переведем это на язык общественной жизни. Христианское противостояние не есть противостояние людям — это противостояние дурным решениям или дурным обычаям, ради самих самих этих людей. Эти дурные решения или обычаи разрушают праведность в смысле мира, правильных отношений между людьми. Христианин ищет примирения и исцеления, не кары плохим людям.
Те, кто принимает дурные решения — наши собратья по человеческому роду. За них тоже умер Христос. Его воля состоит в том, чтобы они покаялись и спаслись.
...........
Одна из причин, по которым я нахожу невозможным присоединяться к протестному движению — это то, что в этой среде ненависть не только возводится в добродетель, но в основную добродетель. ... И это, пожалуй, основная причина бесплодия движения. Задыхаться от ненависти — абсолютно бессмысленная и бесплодная реакция. Так вы ничего не добьетесь — и слава Богу. Если бы вы добились, это было бы очень плохо.
И, наконец, о людях, обществах и обычаях:
Поэтому не надо говорить о том, что мы окончательно разделились — окончательное разделение произойдет на Страшном суде, и нам не дано знать, кто в итоге окажется по какую сторону. Говорить «отойдите от меня, проклятые» — не наше дело; более того, нам это прямо запрещено. Мы можем (и должны) иметь суждение о поступках, привычках или взглядах людей — но мы не можем полагать кого-либо исключенным из спасения, так что нам, чистым и спасенным, остается только разорвать с ним всякие контакты.
В глазах же людей такое разделение выглядит нелепо. Очень скоро выясняется, что человек, занимающий правильную позицию в отношении пререкаемого закона, совершенно необязательно человек нравственный в других отношениях. Более того, в рядах «чистых», отрекшихся от жуликов, воров и подлецов, отрясших прах, увенчавшихся белыми лентами, вышедших из Вавилона, очень скоро обнаруживается все то же жульничество, воровство и подлость, если о более тяжких грехах умолчать — о них вам и без меня с охотой расскажут.
Бывает и так, что человек, поддержавший закон, вовсе не является законченным мерзавцем. Он может, в свободное от тех двух минут, которые он потратил на свой комментарий, время, делать и что-то высшей степени доброе и похвальное. Было бы проще жить в мироздании, где все люди, принимающие явно дурные решения, являются законченными мерзавцами — но мы в таком мироздании не живем. В реальном мире все очень запутанно.
Поэтому имеет смысл говорить не о плохих/хороших людях, и уж тем более не о плохих/хороших сообществах, а о плохих/хороших решениях или обычаях — потому что решения можно принимать или пересматривать, обычаев держаться или отказываться от них — а от людей вы никуда не денетесь, нам всем и дальше жить в одной стране. Если вы, конечно, собираетесь что-то менять в ней, а не поравалительстовать.
Слово "поравалительствовать" мне понравилось, но мне кажется, что "поравалитствовать" получше будет. А вот "поравалитель" - это да. Эдакая современная вариация "внутреннего эмигранта" прежних времён. Ехать не едет, но в основном потому, что он уже там, душой - так фиг ли шевелиться, тем более что тут платят, а там ещё и неизвестно. Типично российское явление.
В статье есть и позитивная программа, простая и ясная. Но, как всегда, она подходит, как программа, только тем, кто и так так живёт и действует. Хотя... сердце человеческое...

В общем, читайте, граждане. Прочищает мозги.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 188 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →