Леонид Блехер (leonid_b) wrote,
Леонид Блехер
leonid_b

Categories:

Сказано

Говорит Юрий Буйда (из интервью Часкору "Лет через сто встретимся и посмотрим...")
...................
Вы можете привести пример того, что вы, может быть, вместе с другими создали и за что несёте ответственность?
— «Среди прочих» — не совсем «вместе с другими». Я ни с кем не вместе, да это и невозможно: писатель — существо эгоистичное и одинокое. Когда люди объединяются в творческие союзы, в группы, пишут манифесты и проводят какие-то совместные мероприятия, я им сочувствую, но не более того.
А насчёт ответственности — тут всё просто. Писатель не отвечает ни перед народом, ни перед партиями, ни перед историей, ни перед обществом, ни перед друзьями, ни даже перед женой — он отвечает только перед языком.
Язык — это не правильно поставленные слова, не красивая фраза, это нечто большее. «Язык есть исповедь народа», как написал Вяземский. «Исповедь народа» — это самое сокровенное, о чём говорит народ тысячу лет по-русски: его этические, религиозные, эстетические, политические и прочие предпочтения — все тут, все в этой исповеди. Вот мера ответственности писателя. Мне кажется, этого хватит на всю жизнь, на мою уж точно хватит.

— Писатели часто говорят про язык, про ответственность перед языком, про ускорение языка. Мне такие разговоры кажутся несколько схоластическими, отвлечёнными. Я понимаю про влияние на язык, когда ты новые слова придумываешь, а что ещё можно понимать под ответственностью перед языком?
— В эпоху Смуты, когда люди были измучены неопределённостью, шаткостью жизни, ужасом настоящего, страхом перед будущим, когда национальное сознание было воспалено, в народе чуть не каждый день возникали разного рода видения, пророчества, «тонкие сны» и т.п.
Так вот, однажды стрельцы, стоявшие ночью в охране некоего храма, рассказали утром о случившемся с ними чуде. Им явился человек в белом, который приказал положить на налой лист чистой бумаги, выйти из храма, крепко запереть двери и молиться снаружи всем миром, пока на той бумаге сами собой не появятся буквы, из которых сложится имя того, кто будет править и володеть Россией, кто спасёт её от беды.
Подумайте только, какой силы, какой страсти должна быть молитва и какой чистоты помыслы, чтобы результатом стало спасение страны и народа. Как вы, наверное, понимаете, это я вовсе не о себе, а об ответственности перед языком.
Считайте, пожалуйста, эту историю ответом на ваш вопрос.

— То есть вы понимаете язык не как то, что составляет словарь, но как некую соприродную стихию, внутри которой живут разные творческие усилия, в том числе и такие, что принято называть авторскими стилями?
— Это очень сложный для меня вопрос, но насчёт стихии попробую ответить. Русский язык не взнуздан латынью, как, например, романо-германские, а влияние греческого минимально. Поэтому наш язык, как мне кажется, по-прежнему находится в становлении, стихия, кипящая лава, иногда даже бесовство...
...
А вообще язык и есть дух нации, у которой для самовыражения нет других средств. Собственно, если верить злым людям, которые уверяют нас, что даже гармошку, самовар и лапти изобрели не мы, то остаётся признать, что главным изобретением русского народа является его язык, приспособленный скорее для вопросов, чем для ответов. Остальное — всего-навсего лингвистика и литературоведение.
.........................


Всё хорошо сказано, но особенно понравилось (как я сам до этого не догадался!), что наш язык более приспособлен для вопросов, а не для ответов. Про процесс становления, который уже и не процесс, а просто состояние, пространство наше - это вроде как я знал. А вот что это значит для нашего языка - не додумался.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments