Леонид Блехер (leonid_b) wrote,
Леонид Блехер
leonid_b

Туше!


В культуре я больше ценю не холодную, а горячую обработку металла — личности художника (материала его жизни, состава крови).

Первая – когда культура обрабатывает личность, весь ее природный состав, придавая ей собственную остывшую форму — это, по существу, холодный прокат, холодная штамповка (Пастернак, Манн, Бродский).
Холодный прокат предполагает большую податливость, гибкость исходного материала. Но на выходе готовый материал, как правило, оказывается более хрупким и недолговечным. Внутренняя структура его перенасыщена углеродом культуры.

Вторая, когда личность скорее не впитывает, а сама обрабатывает культуру, превозмогает ее внутренним давлением и жаром, выливается из любой навязанной формы, побеждая ее своей динамикой и судьбой, всем составом первородного характера, как вырвавшийся из-под шлака жидкий слиток прорывается сквозь облекающую его форму и испаряет водяной экран (Лесков, Достоевский, Пушкин, Гоголь, Толстой).

О первых можно еще сказать, что они раскалены культурой, о вторых - что они охлаждены ею. Все дело в температуре Бога внутри.

Русская литература по преимуществу принадлежит к культуре второго рода. Культуре горячего литья.

Subscribe

  • Чтобы не забыть

    Н аписал я как-то в ФБ постец про фильм Абуладзе "Покаяние" и почему он мне до сих пор не даёт покоя. По ходу обсуждения стали мы с…

  • Если тебе корова имя

    Вопрос о том, обязательно ли следует жить по своим убеждениям, чтобы иметь право вслух себя называть кем-то убеждённым. С…

  • Белорусские дела

    По крайней мере, покамест - только белорусские. Классика жанра и традиции советских органов (и даже российских, начиная с Судейкина) .…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments