Леонид Блехер (leonid_b) wrote,
Леонид Блехер
leonid_b

Есть вещи, которые цитировать легко и приятно


Из статьи Екатерины Дёготь "О духовном и об искусстве" в газете "Ведомости"
..............
Моя позиция как профессионала и гражданина ясна: передать иконы церкви — означает сделать огромный шаг назад в культурном, да и в политическом отношении. В культурном отношении — потому, что путь культуры ведет от функциональности предмета к его музейному статусу, а не наоборот; позиция же церкви состоит в том, что икона вообще не произведение искусства, не объект для свободного созерцания, это — вещь, нужная ей в практическом отношении (для молитвы). В политическом плане это безусловный регресс потому, что то, что сейчас может произойти, будет очередным перераспределением благ и исключением из культуры большой категории людей. Музей — значительно более публичное и открытое пространство, чем православный храм.
.............
... сегодняшнее отношение российского общества к православной церкви основано на идее «восстановления исторической справедливости» и, по сути дела, копирует отношение колонизаторов к колониям. Православная церковь и ее паства ведут себя как некий туземный народ, чьи права попраны колонизаторами, а «колонизаторы» не подвергают эту позицию сомнению. Сегодня международный мейнстрим, к сожалению, таков, что могут прийти какие-нибудь неандертальцы и потребовать из археологического отдела Эрмитажа свои палки-копалки, и согласно дурно понятой постколониальной доктрине им должны будут их отдать. У всего человечества сегодня примитивизировалась мыслительная картина, этнические и религиозные границы стали ощущаться как незыблемые, что говорит только об узаконенном «благородном расизме» и забвении общих интересов человечества. В России дискредитация идеалов интернационализма только усилила этот процесс.
............
... само искусство уже давно не предъявляет претензий на духовное содержание, дезертирует с этой территории. Искусство ХХ века занимало гордую позицию «художника, не понятого толпой» и разрабатывало свои собственные глубокие духовные и художественные вопросы, не снисходя до того, чтобы их объяснить. В результате к началу ХХI века толпа привыкла, поверила, что искусство духовных и вообще содержательных вопросов не ставит и не решает, а является приятным и несколько «прикольным» (если это современное искусство) развлечением. Толпа вошла во вкус, тем более что у нее уже был опыт с поп-корном и чипсами и она знала, как это едят.
..........

Вкусно, да? Это тебе не Самодуров.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 45 comments