Леонид Блехер (leonid_b) wrote,
Леонид Блехер
leonid_b

Цитирую:


(via crook_menace - подзамочное, но у меня есть разрешение процитировать в общем доступе)
..........................................
Есть одна наболевшая мысль о нашей Церкви. Не о православной церкви вообще, а об РПЦ МП в её нынешнем виде, как о вполне конкретной социальной структуре.

Так вот. Моё глубокое убеждение, выпестованное многолетним созерцанием разных вещей изнутри - хороших и плохих - состоит в следующем. В общем-то, это не только моё убеждение, многие так думают, только вот сказать вслух либо считают лишним, либо не обладают достаточным для этого системным мышлением.

Чтобы данная организация и дальше оставалась Церковью, ей необходимо перестать мыслить себя "церковью русского народа", "национальной церковью", потенциальной собственницей всего российского и околороссийского религиозного пространства (как духовного, так и материального). Необходимо и прекратить строить церковную жизнь на этих основаниях, ибо и сами эти основания, и результаты строительства слабо совместимы с настоящими, установленными с доконстантиновых времён и отшлифованными в Византии церковными правилами и образом мышления.

Чтобы данная организация и дальше оставалась Церковью, а не дрейфовала в сторону чего-то по сути нехристианского, нет другого выхода, как резко уменьшиться. Стать в разы меньше. Церковью могут управлять лишь те и проповедовать от её имени лишь те, кто на это по настоящему способен. Критерии придумывать не надо - есть каноническое право и здравый смысл при рассмотрении того, что исходит из уст и из под рук (подписи на документах) архиеерев и священников сегодня. Проповедующие от имени Церкви не Христа, а дешёвую идеологию должны быть отстранены.

Да, это означает чистку. По скромным прикидкам одного лично мне известного архиерея, сделанным в приватной беседе, имело бы смысл отправить на покой минимум процентов 60 епископата нашей Церкви. В отношении священства процент "профнепригодных" (ничего личного) зависел бы очень сильно от епархии. По Москве, наверное 15%-30%, а в некоторых епархиях - до 80%. Причем, недостаточно заставить людей замолчать и перестать делать то, что они делали до этого. Они думать все равно будут так, как раньше. Мозги им все равно чужие на место не поставишь. А необходимость именно в этом - сменить мозги Церкви. Дёшево сформулирую, но Христос обещал Духа-Утешителя, а вот обеспечение того, чтобы голова, на которую Дух в хиротонии призывается, была адекватна поставленной задаче - это уже задача исключительно земная.


Самое главное: отказаться от принципа, что наличие большой паствы (или тем паче: потенциальной паствы) это повод для того, чтобы ставить священника (или тем паче: епископа) из тех кандидатов, что есть. Нет. Ставить надо достойных (пусть их и не будет хватать), а не "тех, которые есть".

А что дальше? А дальше будет весьма интересно. Кто-то в Церковь ко Христу пришёл, а кому-то удобно (в душевном, а бывает, что и в материальном смысле) под конкретным священником. И вот когда этого конкретного священника отправят за штат, данные граждане Церковь и покинут. Если они вообще в Ней были когда-либо - я говорю сейчас не в духовном смысле "были", а в каноническом. Потому что быть в Церкви - это значит относить себя к сообществу, о котором ты имеешь какое-то представление. Так вот, сообщество существующее в представлениях тех, кто будет недоволен отправление за штат "профнепригодных", с Церковью Христовой мало что общего имеет. Вот что я имею в виду, говоря о том "если вообще в Ней были".

Т.е. Церковь массово покинут люди с неканоническим сознанием. Каноническое сознание - это не "знание канонов", это внутренняя убеждённость в том, что Церковь должна жить по своим правилам (канонам), а не по чьим-то хотелкам или согласно чьим-то представлениям.

Этот начальный шаг очень важный. С клиром, который верит в силу законов (церковных законов, т.е. канонов), а не в силу архиерейских хотелок, идеологических слоганов, с людьми, которые особо никого не боятся, кроме Бога, и которые не боятся потерять тёплое место (потому что их светская квалификация достаточно высока, чтобы они могли прокормить семью и мирской работой) - можно работать уже совсем по-другому. Естественно, среди этого клира не будет "государственников", "крепких хозяйственников", а возможно даже и авторов фильма "Гибель империи" и иже с ними.

Во-первых, выстраивать более внятную систему приходской жизни. Люди, приходящие причащаться раз в год, должны исчезнуть аки обры. Таинства Церкви (включая крещение детей) должны превратиться из товара широкого доступа в действительно "Таинства", т.е. то, доступ к чему возможен только при мощных социальных связях реципиента с тем, кто таинства преподаёт - со священником. Естественно, недовольство этим дополнительно отвратит захожан от Церкви.

Но такую Церковь будут уважать. И она останется Церковью, а не просто носителем некоей популярной ныне "духовности".

Во-вторых, понимание мiрянами того, что только их личная социальная связь с приходом, их личная известность и репутация перед священником, сделает для них приходскую жизнь более важной и более ценной. А поскольку коррекция популяции священства приведёт к резкому снижению чёрных денег ("крепкие хозяйственники" - те, кто умеет их привлекать - будут отправлены за штат), то оставшиеся священники будут крайне ценить простых прихожан и считаться с их мнением.

Если кто-то не понял: Церковь ДОЛЖНА стать сильно меньше, и сильно беднее. Но зато в этой Церкви человеческая душа будет в первую очередь бесценным объектом спасения, штучной работой, если на то пошло. Вместе с тем, клир в этой Церкви (как и было издревле) будет не отдельным сословием, а группой людей, органически связанной с остальной церковным телом. Конечно, начнут отмирать (если не будут до этого жёстким образом отменены) такие антиканонические ужасы церковной бюрократии, как переводы священников с прихода на приход, а архиереев - с епархии на епархию.

Почему? Потому что как только изменится вектор движения церковных денег, как только возникнут сильные приходы (точнее, как только они и останутся тем единственным, что и составляет Церковь), так любые действия сверху станут невозможны без их принятия снизу. А прихожане (настоящие) принимать их "за послушание" не будут. А если не примут - то архиерею будет просто нечего есть. И он уже двадцать пять раз подумает, нарываться ли на конфликт, или нет. Заметим, что даже в сегодняшней Москве никто не посмеет перевести о. Димитрия Смирнова или о. Максима Козлова в другой храм или вообще сколь-либо заметно ущемить их интересы. Почему? Да потому что за ними стоят настоящие общины!

В общем, основной вектор понятен. Только вот, пока ангел не осенит десницу патриаршую, или пока не случится что-то очень неожиданное в мiре, думаю, что с мёртвой точки ничего не сдвинется. Так и будем дрейфовать в сторону болота "государственной церкви".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 133 comments