Интервью очень толковое, советую прочесть.
Вот отдельные высказывания:
...................
... Чуть что: а-а, менталитет такой, ничего не поделаешь. Все россияне-патерналисты, ждут милостей свыше, привыкли, чтобы о них заботились, и т. д. Между тем эти слова непродуктивны для анализа отношений народа и власти.
- А какие же, по-вашему, продуктивны?
- Я бы очень хотела, чтобы в сферу политики вошло и стало таким же популярным, как "менталитет", слово "респонсивность". Оно означает способность управляющей системы воспринимать воздействия среды и отзываться на них.
...- Итак, если отодвинуть ту точку зрения, что народ у нас негодный, инфантильный, негражданственный, неответственный...
- Он может быть каким угодно. Но человек, так рассуждающий, ставит себя в странную позицию. Посмотрел сверху: да, плоховатый народ - и что? Надо его куда-нибудь экскаватором сгрести и другой народ сделать? Это какая-то большевистская позиция, она меня обескураживает. Особенно, когда ее придерживаются вроде бы либералы, гуманные интеллектуалы.
Непродуктивно говорить о качестве народа, нужно говорить об отношениях между разными группами людей. Потому что их-то как раз можно поменять. А там, глядишь, что-нибудь и с качеством изменится.
... Но при этом народ различает правду и ложь политиков.
- Как?
- Считываются какие-то жесты, знаки с экрана. Например, знаки компетентности: как президент надевает халат, как на нем сидит морская фуражка, как он подходит к машине, как он разговаривает с теми, кто приходит к нему обсуждать проблемы. А политик ведь не может контролировать себя буквально во всем - от разглядывания машин до стояния в церкви.
Мне кажется, что те, кто возмущается или недоумевает по поводу высоких рейтингов, на самом деле не понимают диалога народа с Путиным.
Помимо рейтингов я бы обратила внимание вот на какой момент: начиная с 2003 года, Путина, который всегда был президентом среднего россиянина (и остался им), чаще стали выбирать успешные, ресурсные группы. Вот в такой конфигурации: "молодые, образованные жители крупных российских городов за исключением Москвы".
- А почему за исключением?
- Москва - город более идеологизированный, находящийся под влиянием журналистских мод, придумывающих ярлыки типа "тефлоновый президент" или покрепче - "ставленник спецслужб", и народ впечатляется от этих ярлыков. Как-то неудобно, все вокруг говорят, что он такой, а я буду думать иначе - конформизм наизнанку.
... - Помимо политиков, есть ли на "политической сцене" значимые, авторитетные люди? Много говорят о том, что в российском обществе сегодня дефицит авторитетов.
- Это так. Мы проводили очень большое исследование, посвященное авторитетам. Дефицит действительно велик. Авторитеты остались на уровне межличностного взаимодействия - в семье, в кругу друзей, знакомых, так обычно бывает во времена кризисов.
- Чем полезен авторитетный человек?
- Мы проводили большое исследование в форме глубинных интервью - почти тысяча интервью удалось взять на эту тему. Выяснилось, что у авторитетного человека две важные функции: психологическая защита (для слабых) и образец (для сильных).
Не менее важная функция авторитета - интеграция сообщества и выражения его интересов. Авторитет превращает общество в единую социальную ткань. Он носитель социальной ответственности. В ситуации кризиса он часто остается единственным островком стабильности, на него смотрят и говорят: пока есть такие люди, как Мельникова (глава комитета солдатских матерей), все не так плохо.
... - А кто-то авторитетен на региональном уровне?
- Иногда называют губернаторов, мэров. Иногда - врачей или преподавателей вузов, известных в городе интеллектуалов, ученых. Но чаще всего - ближний круг, а ступил за порог, там сразу- "вся Россия" без промежуточных звеньев.
..................