Леонид Блехер (leonid_b) wrote,
Леонид Блехер
leonid_b

Categories:

"Смотри, дурак, как это делается" (с) одесский анекдот

Сначала - большая цитата из статьи И.Понкина "Преподавание знаний о религии в светской школе: европейский опыт правового регулирования" :
.....................
Право на религиозное образование в государственных и муниципальных (светских, нецерковных) образовательных учреждениях является составной частью базового права на получение образования в соответствии со своей национально-культурной идентичностью.
Не утихающая в России на протяжении уже многих лет дискуссия относительно допустимости и необходимости преподавания знаний о религии в государственных и муниципальных общеобразовательных школах на основе религиозных мировоззренческих подходов, с участием соответствующих религиозных организаций актуализирует необходимость обращения к опыту европейских стран в этой области.
Вопрос реализации прав граждан на получение образования в соответствии со своими убеждениями, в том числе посредством религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, во многих зарубежных государствах решен положительно. При соблюдении светского характера государства и образования и отделения религиозных объединений от государства, в государственных и муниципальных общеобразовательных школах и в вузах многих западноевропейских стран преподаются предметы религиозного образования. Причем это является основанной на законе практикой, реализующей, прежде всего, права родителей на выбор получаемого их детьми воспитания и образования.
Выполнять требования "подравняться" под европейские или мировые нормы - было бы
, по словам французского исследователя Режиса Дебрэя , анахронизмом или неправильностью: "...нелепо принуждать черного барана "подравняться" под "общинный образец". Тем более, что не существует единого образца. Сегодня в мире существует множество моделей светского характера образования в государственных школах, что определяется национально-культурными, историческими и социальными особенностями разных государств. В одних странах - один опыт решения вопросов светскости государственного образования, в других - другой.
Изучение европейского опыта так же показывает, что отсутствует унифицированная европейская модель, единый подход в области правового регулирования и практической реализации религиозного образования в светской школе. Национальное сознание каждой страны по-своему распоряжается своим историческим достоянием и по-своему формирует отношение к духовному наследию, к культурной преемственности, в том числе в сфере национального образования. Вместе с тем, имеются и схожие черты: добровольность выбора, возможность выбора изучения религиозной культуры своей конфессии или курса нерелигиозной этики, требование согласования содержания религиозного образования с представителями соответствующей конфессии.
Религиозное образование организуется и контролируется религиозными общинами, которые берут на себя подготовку и отбор преподавателей, определение программ и апробацию учебников (Австрия, Бельгия, Кипр, Испания, Греция, Мальта, Польша, Португалия, Чешская Республика). В некоторых странах (например, Венгрия, Италия, Латвия, Литва, Германия, Финляндия) государство и религиозные общины сотрудничают в различных вышеупомянутых задачах. В этом случае преподаватели религии нуждаются в сертификате пригодности, выдаваемом религиозными общинами (Австрия, Бельгия, Германия, Испания, Греция, Венгрия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Польша, Португалия, Чешская Республика, Словакия). Чаще всего это религиозное конфессиональное обучение факультативно или по выбору. Если оно обязательно, то от него в основном можно освободиться (Германия, Австрия, Кипр, Финляндия, Греция, Мальта, Словакия). Конфессиональное обучение религии с организационной и экономической точки зрения поддерживается государством (которое берет на себя оплату труда преподавателей, предоставление помещений и учебного времени, и т.д.). Следует отметить, что эта поддержка государства избирательна и что только некоторые религии могут преподаваться, поэтому существуют критерии отбора .
Условием для организации группы конфессионального обучения в светской государственной школе является :
- наличие у данной конфессии официального права на ведение образовательной деятельности (или конкордата с государством);
- наличие определенного минимума желающих обучаться. Минимальное количество учащихся в группе обычно устанавливается в пределах 7-13 человек (в Польше - 7, Германии - 8-12, Австрии - 10, Болгарии - 13).
Условно можно выделить следующие представленные в европейских странах подходы в преподавании в государственных школах знаний о религии.
1. В школах официально (конституционно, специальным законом, на основе положений заключенного между государством и конкретной религиозной организацией договора, распоряжением органа управления образованием) введен и реализуется самими школами учебный курс религиозного образования: от курса обучения религии (учебные предметы "Закон Божий", "Коран" или аналоги) до обязательного для всех учащихся религиозно-культурологического курса. Предоставляется возможность замены данного курса на альтернативный учебный курс иной конфессиональной направленности или этический курс нерелигиозной направленности. В качестве примеров можно привести Германию, Швейцарию, Финляндию, Великобританию, Бельгию, Грецию, Испанию, Италию, Ирландию, Румынию, Польшу, Эстонию . Религиозное образование финансируется государством и может осуществляться как штатными преподавателями, так и специалистами, которых светская администрация образовательного учреждения или органа управления образованием выбирает из списка кандидатов, представленных религиозной организацией (Испания, Италия).
2. Преподавание знаний о религиях осуществляется преимущественно в рамках обязательных гуманитарных курсов (исторические, литературоведческие, обществоведческие и языковедческие дисциплины, география, философия). Обучение религиозными организациями учащихся государственных школ религии ("Закон Божий" и аналоги) разрешается в специально выделенный день вне рамок обязательной образовательной программы, утвержденной государством, иногда - и вне государственных школ. В качестве примера можно привести Францию (за исключением Эльзаса и Мозеля) и Венгрию. Но и в этих странах обсуждается возможность введения отдельного курса углубленного изучения культуры религии, не направленного на катехизацию или воцерковление (или иной аналогичный этому результат в нехристианских религиях), на вовлечение учащихся в религиозные объединения, то есть по типу, указанному в пункте 1 выше.

Рассмотрим вкратце опыт конкретных европейских стран...


[Далее автор приводит примеры и анализ законодательства следующих стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия (подробно, целиком и по отдельным землям), Дания, Ирландия, Испания, Италия, Польша, Португалия, Словакия, Франция (тоже подробно, с обширным изложением доклада Режиса Дебрэя "Преподавание в светской школе предметов, касающихся религии") - Л.Б.]
................................
В общем, есть что почитать и над чем подумать. У меня лично было такое ощущение, что я, как дикарь, вылезший из дикого леса, куда меня загнали нехорошие колонизаторы-безбожники, к окраине сияющего города, стою и смотрю, ошеломлённый, на то, как живут культурные и приличные люди. Живут в той цивилизации, от которой меня отлучили злые колонизаторы почти век тому назад. Собственно, не один я так думаю - см. беседу с протоиереем о.Георгием Митрофановым с красноречивым названием "Страна нераскаянных Каинов вряд ли может войти в Царство Небесное". Но об этом стоит написать попозже и поподробнее.
Tags: религия и школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 123 comments