Леонид Блехер (leonid_b) wrote,
Леонид Блехер
leonid_b

Триста лет, как один день

Из "Рассуждения в доказательство того, что уничтжение христианства в англии при настоящем положении вещей может быть сопряжено с некоторыми неудобствоами и не приведёт к столь многочисленным и благотворным результатам, как того ожидают" Джонатана Свифта. Вернее сказать, так оно называется в переводе Б.Томашевского. Степан Печкин назвал это "Аргумент в доказательство того, что запрещение христианства в Англии при нынешнем положении вещей может быть сопряжено с некоторыми неудобствами и, возможно, не принесет ожидаемых выгод"

Итак:
...................................
Во-первых, одной из величайших выгод, которую видят в запрещении христианства, является то, что это чрезвычайно возвеличит и укрепит Свободу Совести, этот главный бастион нашей нации и протестантской религии, которую священство до сих пор еще, как мы обнаружили это недавно на практике, весьма ограничивает, несмотря на все благие начинания законодательной власти. Ибо из достоверных источников нам сообщают, что два молодых человека, подающие немалые надежды, острого ума и глубоких суждений, которые путем тщательного изучения причин и следствий, не обладая ни тенью учености, но в силу исключительно природных способностей открывших, что Бога нет, и сообщивших о своем открытии на благо общества, были некоторое время назад по неведомому мне устаревшему закону разжалованы за богохульство -- ни с чем не сравнимая жестокость! А ведь было уже некогда мудро подмечено, что стоит преследованиям начаться, никто на свете не сможет сказать, каких пределов они достигнeт и когда закончатся.
В ответ на все это, со всем уважением к более мудрым суждениям, я думаю, что пример этот скорее как раз показывает необходимость существования в нашей среде номинальной религии. Великие умы любят свободно обращаться с величайшими предметами, и если не дать им поносить и отвергать Бога, они станут злословить насчет высоких чинов, оскорблять правительство и рассуждать о кабинете министров; мне думается, немногие станут спорить с тем, что это повлечет за собой последствия куда более пагубные.
........................
Равным образом, большую выгоду для общества указывали в том, что, стоит нам однажды отменить Евангельскую веру, как вся религия, безусловно, будет изгнана навеки, и вместе с ней все те печальные изъяны образования, которые, под названиями "добродетельность", "совесть", "честь", "справедливость" и тому подобными, столь часто нарушают спокойствие человеческого ума, и которые разум и свободомыслие порой не могут извести на протяжение всей нашей жизни.
Здесь я должен сначала заметить, как трудно бывает избавиться от привычек, которыми мир некогда гордился, хотя бы причина, породившая их, и исчезла бы уже давно и бесследно. Ибо некоторое количество лет назад, если нос какого-нибудь человека не выдался своей красотой, тогдашние мудрецы тем или иным способом выводили причиной этому изъян в образовании. Из этого источника, по некоторым сведениям, происходят и наши нелепые представления о справедливости, праведности, любви к отчизне, все наши мнения о Боге и загробной жизни, о Рае и Аде и тому подобном. Вполне возможно, что некогда эти утверждения были обоснованны. Но с тех пор было предпринято столько успешных усилий для того, чтобы избавиться от этих изъянов путем радикальных перемен в системе образования, что -- я смею указать на это нашим любезным новаторам -- молодые люди, выходящие сейчас в свет, свободны от всякой тени этих веяний, не несут в себе ни одного побега этих сорных трав, и следовательно, запрещение номинального христианства на этом основании лишено всякой убедительности.
Помимо того, следует признать, что запрет каких бы то ни было религиозных представлений навряд ли приемлем для простого люда. Не то, чтобы я был сколько-нибудь согласен с теми, кто считает, что религию изобрели политики для того, чтобы держать низшую часть общества в узде посредством страха перед незримой властью; разве что тогда род людской сильно отличался от нынешнего. Ибо в большей части простонародья здесь, в Англии, я вижу не меньших вольнодумцев, то есть, другими словами, убежденно неверующих, чем любой представитель высшего общества. Но я считаю, что некоторые остаточные представления о Высшей Власти исключительно полезны для простого народа, поскольку это -- отличный способ утихомиривать расшалившихся детей и превосходная тема для забав долгими зимними вечерами.
...........................
И потому, если, несмотря на все мои доводы, все же будет признан необходимым билль об отмене христианства, я лишь скромно предложил бы следующую поправку: заменить в нем слово "христианство" на "религию" вообще. Эта замена, по моему мнению, гораздо вернее приведет ко всем тем благам, что сулят нам авторы этого проекта. Ибо пока мы оставляем существование Бога и Провидения, пытливый человек непременно выведет из этих предпосылок все остальное; мы не поразим корень зла, даже если уничтожим полностью Евангельскую веру. Что проку в свободе мысли, если из нее не проистекает свобода действий, та конечная цель, которую, как бы она ни была далека, преследуют все возражения против христианства? Поэтому-то вольнодумцы считают ее такого рода зданием, где все части взаимозависимы друг от друга, и стоит выдернуть один лишь гвоздь, как все сооружение обрушится на землю. Это очень удачно выразил тот человек, который услышал как-то раз текст в защиту Троицы, который в древнем манускрипте выглядел иначе; он немедленно понял намек и, произведя мгновенные умозаключения, в высшей степени логично заявил: "Ну, ежели все это так, как вы говорите, так я могу спокойно блудить, пьянствовать и презирать священника!" Исходя из этого и множества других примеров, найти которые будет совсем нетрудно, я считаю совершенно очевидным, что загвоздка -- не в каком-либо сложном пункте христианской веры, но в религии как таковой, которая, полагая границы человеческой природе, является величайшим врагом свободы мысли и действия.
.........................


Вроде три века прошло, а как звучит! Ну и что означает словцо "прогресс", скажите на милость?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 32 comments