Леонид Блехер (leonid_b) wrote,
Леонид Блехер
leonid_b

Про Т.Бульбу


Я фильм не смотрел, но мой хороший друг crook_menace  его видел. И вот что он написал по этому поводу (запись подзамочная, закрытая, но друг дал разрешение процитировать):
..................................................
Не могу не восхититься работой Бортко и актёров. Ляпы, как и везде, безусловно есть - но о них говорить не хочется. Хочется же, напротив, сумбурно (поэтому не придирайтесь к форме изложения) положить на бумагу на клавиатуру пришедшие в голову мысли.

1. Поляки у Бортко в некоторых случаях говорят на каком-то странном польском, в котором ударения не всегда падают на предпоследний слог. А козаки - на некоем омосковленном языке.

2. Что у Бортко получилось бесподобно, так это отразить непринуждённую жестокость каждой из сторон. Это не садистическая жестокость Новой Истории, это способ выживать Того Времени.

3. Что Бортко проигнорировал в пользу патриотических (русско-православных) акцентов: "Польша" периода описываемых событий чисто польским государством не была. В этом государстве терпели русских, терпели (худо-бедно) православие. Терпели - как минимум не вырезали поголовно. Учёба братьев в Киево-Могилянской академии и присутствие в том же Киеве дочери польского воеводы.

4. Возвращаясь к п. 1: "странный польский" - это типа старопольский, подсказали мне. Который ближе к общему славянскому корню. И если бы не омосковливать разговорный язык запорожских козаков первой половины XVII века, то большой разницы между ними бы не было... (граница диалекта и языка вообще дело тонкое).

5. Как цинично это ни звучит, если попытаться подобрать политический (не культурный!) аналог козакам в рамках Речи Посполитой, единственное, что приходит в голову - это ИРА по отношению к Великобритании. Естественно, настоящего поликультурного и полиэтнического государства поляки построить не в состоянии, поэтому неудивительно, что козаки становятся жертвами польских набегов, захватов, погромов, притеснений и т.д. Но в ответ козаки борятся не за создание собственного независимого государства, и даже не столько за защиту своего крова, а за ... да сложно сказать за что, кроме как за свою ничем не ограниченную свободу (к этому вернёмся ниже). Проще сказать против чего: против Польши, против польского государства, против власти. Против порядка.

6. В этом смысле козаки очень похожи на поляков. И те, и другие высшей общественной ценностью мнят свободу, отсутствие необходимости встраиваться в систему, при этом у козаков это ещё сильнее, чем у поляков - у последних хоть какое-то государство есть (которое спустя полтора века также будет доведено до краха безудержной тягой к личной вольнице).

7. Конфликт Польши и Сечи наполнен такой непомерной жестокостью, imho, именно потому, что этот конфликт - своеобразная разновидность гражданской войны, самой жестокой из войн. Они друг на друга очень похожи, разделяет их вера, внешняя атрибутика культуры и ещё одно (см. след. пункт).

8. В начале фильма (не помню, есть ли это в книге) Андрий заводит с Остапом разговор, в котором апеллирует к римскому праву. Остап срезает его восхитительным аргументом "не наше всё это, не наша земля". А ведь это одна из тех немногих вещей, что цементировала польское государство (и чего не было у козаков) - законность. Пусть практическое приведение закона в действие часто нивелировалось первостатейным польским бардаком, пусть сопутствующая уважению к закону тяга к личной вольности разрушила польское государство - но дух этого виден даже в фильме очень хорошо. Как между разговаривают шляхтичи, и как - козаки.

9. Мало кто знает, но многочисленные акценты на русскость - например, предсмертные фразы козаков про "землю русскую" и "веру православную" - были добавлены Гоголем лишь во второй редакции книги. Очевидно, автор сам понял, что если этого не сделать, то слишком трудно будет читателю избежать впечатления, что козаки - это пусть и героические, самоотверженные, истово верующие, искренние, но отморозки, не желающие жить по законам Речи Посполитой. Которые, так между прочим, не мешали им оставаться русскими и православными.

p.s. Принуждение к унии - отдельная тема. Кстати, кем были сыновья полковника Бульбы, коли они обучались в Киево-Могилянской академии?
............................

Теперь я этот фильм посмотрю обязательно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 40 comments