Леонид Блехер (leonid_b) wrote,
Леонид Блехер
leonid_b

C утреца

 
Думаю я, что и автор статьи, и большинство ея комментаторов слишком уж серьёзно относятся к смене государственно-правовой и политической системы в России в начале 20-го века. Всё-так мы рассматриваем культурный механизм - образование, среднюю и высшую школы. При чём тут царизм - не царизм, большевики - коммунисты и проч.
Главное тут: какое состояние образования? Какие задачи ставились или хотя бы осознавались? Каковы результаты (отдельно все имеющиеся, отдельно непредвиденные)? Ну и, наконец, где мы оказались и как нам, по образцу наших великих предков, вылезати из той, пардон, жопы, которая всё же поменьше той, из которой мы вылезли в 20-х годах того века.
Ага. А из зала мне кричат: мол, большевики ублюдки, всё хорошее испоганили, были бы у власти люди поприличнее, так мы бы сейчас всем кузькину мать...
Положим!
Ну, ублюдки. Но ублюдки-то они от хороших родителей: Просвещения и государственно-модернизаторской задачи, которую в России решали почитай четвёртый век (до того, как гигнулись). Куда уж приличнее!
Давайте представим, что общество как система стремится к целям и ставит задачи. И это не то что объективная вещь (смешно говорить такое о системе, состоящей из людей), то существует как бы существенне, чем все общественные формы и институты.
Надо было образовать народ. С муттерхен Екатерины об этом думали и это делали решающие общественный классы. И эта задача решалась, решалась, и в 18-м и в 19-м веке, и к 20-му веку подъехали с идеей и задачей всеобщего среднего образования. Сформулировали идеи, подходы, механизмы оценки и отбара... А тут как раз и грянуло и тряхнуло. Ну и ладушки, в России спокон века пожар только способствует (кстати, это чистая правда - нам не привыкать строить путём разрушения, и ничего тут плохого нет, способ как способ). Строить легче.
Вот и решили к 60-м годам задачу, поставленную два века тому. Так фигли ламентировать, что решили не так? Как могли реально, так и решили, больше некому было. И ещё нам оставили наследство: очень культурный тип, гибкий, широко и объёмно мыслящий, и т.д.
И я считаю и даже уверен, что кто бы ни победил в той "Красной смуте" начала 20-го века, победители всё равно решали бы эту задачу просвещения народа и всеобщего среднего образования, и приблизительно так бы её и решили. Ну, mutatis mutandis, но немного и несущественно.
Дело же не в достижениях. В наследство (т.е., нам в предпосылки и условия решения наших собственных задач) нам остаются не только решения и достижения. Но и цены этих достижений.
А цена этих решений была такой, что народ был уничтожен. Общественная задача всеобщего образования решена, и вообще государство сохранено и даже очень - а народ был погублен. В несколько приёмов, физически и морально.
Я это не к тому, что всеобщий амбец пришёл, а к тому, что это уничтожение и есть главная предпосылка всех наших задач. Возможно ли их решить в таких условиях? Я думаю, что можно - если мы не будем валять дурака и примем этот факт во внимание. И будем благодарны Богу за то, что он нас так испытывает и возлагает на нас такую ответственность.
Во пафос, а? А всё потому, что не спится.
А про образование могу только добавить, что указание на то, что большевики ничего своего, большевистского, не выдумали, а только взяли из предыдущих строев, тривиально. Только так и бывает.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 15 comments