Леонид Блехер (leonid_b) wrote,
Леонид Блехер
leonid_b

Из последних бесед о А.Галиче

Несколько раз за последнее время возникают интереснейшие разговоры об Александре Галиче и его песнях и жизни. пересказать всё нет никакой возможности. Так что тезисно, без особой логики и связи.

1. Надо отчётливо представлять, что Галич писал очень недолго, лет 10-12. "Леночка" написана в 1959-м, следующие две-три песни - в 1962-м, а потом пошло-поехало. Уехал он в 1974-м, и это был фактически конец его творчества. Так что никакой временнОй шкалы, нет никакого раннего и позднего Галича. Всё было фактически в одно и то же время. Галич осваивал одновременно (и с невероятной быстротой и силой) разные жанры и виды, т.е., к исследованию его песен надо подходить логически, а не исторически. Писать песни он стал, кстати, когда ему было за сорок. Тоже уникальный случай, кстати. Уникальный.

2. Какую-то особенную роль в его творчестве сыграло отношение к Галичу публики. Можно с некоторой степенью осторожностию предположить, что если не учитывать особенностей этого отношения, невозможно адекватно понять его повышенный морализм, стремление сказать всё прямыми словами - то, что, с современной точки зрения, не делает его песни лучше. Вот и Серёжа Чесноков всё время толкует, что Галич - это в первую очередь артист, со всеми вытекающими. В частности (это уже я думаю, не Сергей) Галич был значительно больше, чем Окуджава и Высоцкий, зависим от зрителей (не слушателей, а именно зрителей).

3. Галич - наиболее социологический и ценностный сочинитель песен. Это ослабляло понимание и восприятие его песен, когда он стал "вчерашним", и, надо полагать, возбудит содержательный интерес к нему, когда он станет "позавчерашним". Особенно если возобновится спрос на отличные русские стихи, чем Галич особенно хорош. В любой современности есть такая странная черта - она существует сегодня и послезавтра, завтра же её как бы нет.

4. Существует статья, толкующая о том, что песни Галича - это своеобразные киносценарии, очень зрительные, причём сценарии мелодрам. Поэтому они так сильно действуют на публику: мелодрама была и остаётся любимейшим народным киножанром. Однако эта точка зрения вызвала настолько же резонные возражения с примерами, показывающими, что песни Галича в первую очередь отнюдь не кино, а литература. Сам я больше за киносценарии стою. Однако уморительно смешные лучшие песни Климпетровича... Особенно про салаку... Вроде в самом деле литература, смотреть там нечего, а вот "маде в ССР, в маринаде, в Ленинграде, рупь четыре копейки"...

5. В категориях Хазагерова можно сказать, что Галич, даже более чем Окуджава, был поэтом, принадлежащим к русской культурной литературной традиции просветительских веков, т.е. 18-20 вв.. Высоцкий же здесь стоит особняком, он значительно более народен, и существует поверх всего русского Просвещения. Он идёт напрямую из 17-го века. Ну, об этом Хазагеров писал много, можно его почитать, кому интересно. 
6. Когда-нибудь я расхрабрюсь и расскажу, как я провожал Галича (в жанре "Что я видел"). Не знаю, стоит ли сейчас это делать. Если pochep  мне разрешит, то расскажу.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 35 comments