Леонид Блехер (leonid_b) wrote,
Леонид Блехер
leonid_b

Прочти, товарищ! Согласен или нет - дело десятое

Борис Львин о Мери, Эстонии, Живом Журнале и вообще о жизни 
...........................................
Во-первых, о самом Мери. С одной стороны, похоже, он человек идейный и искренне верил (и верит) во всю эту коммунистическую баланду, без советского цинизма. С другой стороны, в его рассказе видны крайне сомнительные элементы - от "немецких проверяльщиков" в 40-м году (что было абсолютно невозможно, так как немцы скрупулезно придерживались договоренностей о разделе "сфер влияния") до "исчезнувших шифровок". Опять же, инсценированный характер "демонстраций" во время аннексии 40-го года сегодня всем очевиден. Но глубокий старик живет в мире своих иллюзий и воспоминаний, представляющий смесь реальности и пропаганды, впитанной им за десятки лет.

Во-вторых, об отношении к его делам. Я согласен с бирдвотчером - никакого смысла ворошить то далекое прошлое на судейском столе я не вижу. Это дело историков, журналистов, а не судей, не государства. И если меня спросят, что я скажу о гипотетическом обнаружении какого-нибудь нацистского преступника, служившего в зондеркомандах и самолично убившем сотни евреев, мой ответ будет точно такой же.

При этом, согласимся, он никаким геноцидом не занимался. Выселение кулаков - для того времени было более чем естественным занятием для комсомольско-партийного работника. Очень характерно, между прочим, что организаторов массовых национальных выселений (поляков из Литвы и Украины, украинцев из Польши, венгров из Словакии, немцев отовсюду, турок из Армении и Грузии) врагами народы в своих ("очищенных") странах никто не объявляет.

Конечно, и героизма большого в том, чтобы быть крупным номенклатурным работником в послевоенной Эстонии, тоже не было. Партизанская война в Эстонии была по ряду причин самой скромной из всех прибалтийских республик и, как я понимаю, никакой угрозы работникам республиканского уровня (в отличие, скажем, от волостного или сельского) не было. Точно так же "эстонское дело", жертвами которого стало большое число тамошних партработников в начале 50-х годов (раскрученное в немалой степени силами Кэбина), само по себе не делает пострадавших героями, как не сделал героями Кузнецова или Вознесенского расстрел по "ленинградскому делу".

В-третьих, об общем отношении к этой истории. Конечно, речь идет не о Мери, а о продолжающемся бодании русских и эстонцев. Если бы, скажем, это был не эстонский коммунист Мери, а какой-нибудь, к примеру, румынский деятель, участвовавший в тамошней коллективизации, то и румыны, думаю, не стали бы к нему привязываться (разве что какой-нибудь персональной пенсии могли бы лишить), и наши бы не стали шуметь, если бы румыны все-таки привязались. Это тот самый случай, когда кошку бьют, а невестке уроки дают. Под маркой "преступлений коммунизма" эстонцы реально осуждают заселение Эстонии огромным количеством русских мигрантов, а под маркой "защиты героического прошлого" русские борются с неприемлемым для них (и единственно возможным для эстонцев) национальным характером эстонского государства. Соответственно, любой щепке, которая может быть занозой в пятке противоположной стороны, сразу же придается статус символа величайшей важности.

Я уже говорил, что единственным сколько-нибудь реальным выходом из тупика, если не считать краткосрочного заметания мусора под ковер, считаю максимальное ужатие границ Эстонии до этнических (год назад я об этом рассуждал в
http://fyysik.livejournal.com/609368.html?thread=2059608#t2059608 и в общей подборке http://bbb.livejournal.com/1770040.html).

В-четвертых, о специфическом жанре ЖЖ-общения. Я попытался развить эту тему в нескольких тредах, комментируя один из постингов Эллы (
http://ella-p.livejournal.com/823623.html), и считаю этот момент весьма важным. ЖЖ-формат, как мы видим, противоположен формату живого общения. В живом общении мы склонны смягчать "выпирающие" моменты, не педалировать темы, которые для одного из общающихся чрезмерно важны, но могут торпедировать все отношения напрочь. В ЖЖ, наоборот, сплошь и рядом все начинает вращаться исключительно вокруг этих тем. В живом общении мы понимаем, что человек больше и шире своего мнения по какому-то теоретическому вопросу; в ЖЖ человек сплошь и рядом оказывается не более чем воплощением одного-единственного вопроса, и часто - самого болезненного для собеседниов. Бередить раны - не лучший способ облегчить жизнь раненого.
......................................

Я бы некоторые места высказывания выделил бы как особенно важные, но не знаю, как это сделать, не корёжа текст.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 68 comments