Леонид Блехер (leonid_b) wrote,
Леонид Блехер
leonid_b

Дедушка старый

 Во всех рассуждениях о неправильных и/или глупых предках, благодарящих за свою жизнь хрен знает кого (иногда Сталина, например)  незримо присутствует предпосылка: человек сампо себе, а обстановка и обстоятельства его жизни - сами по себе. Дичь, конечно, полная - однако я сам слышал и читал рассуждения типа "если бы мой дедушка жил в другое время и при других властях, то он всё равно бы выбился в люди, потому что был сметлив и ухватист - а значит, Сталин тут ни при чём". Дедушка, таким образом, получается не уникальным сплавом себя и всей остальной вселенной, а набором и сочетанием свойств, качеств и параметров, каковой набор попал в мир в какой-то случайной точке пространства и времени, и поехал себе крутиться и достигать. А мог бы мол, вставиться и попасть в другое время и место, и всё равно выиграл бы "Париж-Дакар".

Интересно, что сам дедушка, как правило, так не думает. Он, старый дурак, не понимает, что причины есть хорошие и плохие, и хорошие причины надо принимать как причины, а плохие, типа Сталина и революции, надо считать неважными и вообще беспричинными.

Как можно так представлять себе свою собственную жизнь и не сойти с ума, внучек не объясняет. 

[И тут, как и в случае с уважением по Житинскому и по Львину, тоже не обходится без языкового кунштюка. Благодарность благодарностью, конечно: тут без самого благодарного не обойтись. Но рядом лежащее выражение "благодаря ему" явно сдвигается в сторону причинно-следственной связи как таковой, хотя слово своим корнем, так сказать, подмигивает. 
Благодаря урагану всё местечко, значит, сметено с лица земли. И проч.]

Религиозное сознание такие связи принимает легко и естественно, поскольку причиной всего происходящего мыслится сами понимаете Кто, источник всякого блага и добра. Всё осмыслено, ничего не просто так, и у него, произошедшего, есть глубочайшие и непостижимейшие причины быть именно таким. 

В безрелигиозном сознании, однако, человек действительно мыслится сам по себе, случайностей вокруг столько, что иные ничего кроме них и не видят. 
Кака така благодарность? Кому и с чего, спрашивается? 
Вот я - я есть. Пока. А остальные в лучшем случае существуют параметрами. 

Да, вобщем так. Нет Бога - нет осмысленной уникальности - некого и незачем благодарить, максимум учитывать - только я и такие же, как я, случайные сочетания, и существуют и друг друга ни за хреном поддерживают.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 42 comments