Леонид Блехер (leonid_b) wrote,
Леонид Блехер
leonid_b

Category:

Умница Вебер - как сегодня про

ультралибералов писано (из мемуара "К состоянию буржуазной демократии в России", 1906 год.
.......................

Я знаю русских демократов, которые, например, говорят: fiat justitia, pereat mundus. Иными словами, пусть массы угрожают культурному прогрессу, мы должны думать только о справедливости. Наш долг - предоставить народу избирательное право и таким образом сделать его ответственным за собственные действия. Дескать, даже крайняя охлократия будет не так страшна, как "черная сотня", нанятая чиновничеством, почуявшим, что его власть под угрозой. Как бы то ни было, лучше погрузиться в культурные сумерки на несколько поколений, чем допустить политическую несправедливость. Будем надеяться, говорят эти демократы, что со временем воспитательная сила избирательного права принесет должные плоды.

В подобных взглядах стихийно выражается вера Соловьева в этически-религиозное своеобразие политической миссии русского духа, на что мне прямо указал один из представителей подобных взглядов. Абсолютное неприятие “этики успеха” даже в приложении к политической сфере в данном случае означает: возможна только борьба за “правду” или, иначе говоря, “святое самоотрицание”. Но коль скоро то, что считается положительным “долгом”, исполнено, этический вакуум заполняется библейской заповедью, глубоко укоренившейся в душе всего русского народа, а не только таких людей, как Толстой, заповедью “непротивления злу насилием”. Резкие смены бешеной активности и полного подчинения обстоятельствам вытекают из того, что этически нейтральное не признается существующим или чем-то таким, что может иметь “ценность”, а стало быть, и не заслуживает энергичных действий. Этот подход свойствен панморализму соловьевской доктрины “святости”, так же как и этически ориентированной демократии.

Между тем рядом с этими идеологическими экстремистами мы видим немало думающих иначе - и, вероятно, даже большинство. Они, как и некоторые иностранные наблюдатели, допускают, что конституционные намерения нынешнего режима искренни... Но некоторые из вождей русской демократии настаивают, что есть особо важные экономические причины, в силу которых массы, получив избирательное право, неизбежно будут следовать - политически и культурно - идеалам свободы. Общий аргумент сводится к указанию на воспитательную функцию избирательного права...
.........................
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 20 comments