..................................
Я еще на один вопрос не ответил, он очень длинный. Это вопрос о Законе о реабилитации, о реабилитации Белого движения, о реабилитации эсеров – жертв процесса 1922 года, о реабилитации Власова и Краснова, о реабилитации Игоря Огурцова и его товарищей.
Я подробно отвечать на эти вопросы сейчас не буду – уж времени нет. Что мог по поводу реабилитации, я изложил в большом интервью «Интерфаксу» в начале ноября. Именно по поводу реабилитации участников Гражданской войны. Интервью это продолжает там «висеть», сошлюсь на него.
Думаю, что о реабилитации Власова не может идти речь, вопрос даже не обсуждаемый.
Что касается Краснова, то, наверное, тоже, но все-таки из обвинения Краснову надо, безусловно, исключить обвинения за «измену Родине» в годы Гражданской войны.
Я думаю, что относительно Гражданской войны должен быть издан Указ, который реабилитирует всех лиц, пострадавших за то, что в 1918-1920 годах они с оружием в руках боролись против Советской власти.
Если они не совершали никаких преступлений против мирного населения, они могут быть реабилитированы однократным актом, и это мне представляется очень важным. Этот же акт должен дать оценку красному и белому террору.
Ведь в следующем году, не надо забывать, у нас 90-летие Красного террора, и надо дать ему государственную историко-правовую оценку. Это чудовищное было преступление, и именно против мирного населения.
Я также считаю, что, безусловно, должны быть реабилитированы Огурцов и его однодельцы - молодые ленинградские интеллектуалы 60-х годов, создавшие подпольную организацию и написавшие в своем уставе какие-то слова о необходимости свержения советского строя, за что их до сих пор не могут реабилитировать. Я думаю, что это несложно.
И в связи со всем этим еще один, может быть, центральный вопрос, которым надо заниматься, и надо раздумывать, и поднимать разговор - это вопрос о легитимности советской власти.
Вопрос о 25-м октября – насильственном захвате власти, разгоне 5 января 1918 года Учредительного собрания , которое было законно избранным органом, в выборах которого принимали участие и большевики, и которое должно было сформировать законное правительство.
Надо к этому подходить, сюжеты с реабилитацией иначе не разрешишь. Надо не бояться обсуждения вопроса о легитимности. Не бояться, несмотря на то, что мы, Россия, объявив себя правопреемницей Советского Союза, загнали себя во множество юридических тупиков.
Не только в вопросах реабилитации, но и в наших отношениях со всеми нашими ближними и дальними соседями. Об этом надо говорить.
Это кстати о вопросе, который всё равно будет признан основным: о переучреждении нашего государства.