Скажем, начинает бросаться в глаза отсутствие в российских сериалах основного, базового варианта семейных отношений. Т.е., серьёзный разбор разных вариантов отношений отцов с детьми, супругов и ихних детей, и проч., у нас отсутствует в массовых развлекательных жанрах как отдельная, самостоятельная тема. Оно у нас показывается только как параметр для основной, иной, несемейной сюжетной линии.
Собственно, не первый раз говорится, что у нас и литература такая, классическая. Перечень тем, которые в ней не затронуты, или затронуты стороной, поражает. Ничего подобного нет в старых европейских литературах - там и отношения с государством, и с церковью, и традиция копаться в семейных отношениях...
Это понятно - они раньше начали.
Конечно, имеет смысл гордиться невероятной скоростью, с которой возникала и становилась русская литература. Понять, что Толстой, Достоевский и Чехов - современники, просто невозможно. Такого не могло быть. Однако такое было. (Правда, с тех пор такого никогда не было, но не будем о грустном.) Но обратной стороной такой быстроты явилось то, что в культуре никак не запускались и даже не возникали механизмы передачи, репродукции. Она уродская, в этом смысле.
Скажем так: иное дело жизнь на морском корабле, иное - на корабле космическом, который у изрядным ускорением пробивает слои атмосферы. Напряжение такое, что не до нормы. И всё время ждёшь, что вот-вот оно кончится, и начнётся долгожданная невесомость или по крайней мере человеческая сила тяжести.
Фигвам, однако. Так и будет реветь, и напрягаться, и нормальная жизнь нам не положена.
Я окончательно убедился, что мой великий друг Евгений Цымбал, как всегда, прав: сериалы - это не кино, а литература. Очень хорошая идея, очень правильная.
Так что когда я смотрю "Доктора Хауса" или "Звёздные врата", или "Героев", или даже моего любимого "Светлячка", я вроде как читаю книгу. А не тупо пялюсь в экран, как могла бы показаться стороннему непросвещённому наблюдателю, если бы он это безобразие видел.