Леонид Блехер (leonid_b) wrote,
Леонид Блехер
leonid_b

Categories:

Виталий Найшуль о современности

Виталий Найшуль - математик. Это означает, что его язык исключительно точен, прост, и труден для понимания. Вернее так: его очень легко понять неправильно. Это надо всегда учитывать.

Вот отрывки из его ответов на вопросы на сайте polit.ru
..................................................
После революции 1991 г. в нашей стране происходят спонтанные процессы ресоциализации и реидеологизации населения, болезненность которых ощущают все, в том числе и автор письма. В процессе поиска норм активно участвуют люди с отклоняющимся поведением. Коль скоро новые нормы будут обретены, отклоняющееся поведение уменьшится (если, конечно,  не произойдет новых революций).
..................................................
Я оцениваю положение в экономической науке в частности и в общественных науках в целом, как крайне негативное.
Российские общественные науки – наш культурный позор. Хороши были бы наши математики и физики, если бы высшим достижением у них считалась бы публикация в зарубежном журнале. В прежние времена – не знаю, как обстоят дела сейчас, – «Вестник МГУ. Серия математика», состоявший преимущественно из студенческих работ, переводился в США на английский язык от корки до корки, а советская математика именовалась «glory of mankind».  За такой уровень и надо бороться! К сожалению, к общественным наукам в нашей стране все время применяют заниженные требования. А ведь сегодня они имеют для выживания страны такое же значение, как раньше – естественные науки для ее обороны. Изменится ли такая ситуация в будущем – не знаю. Способы решения этой проблемы есть. Но, как всякая запущенная болезнь она требует экстраординарных мер для своего лечения. А пока… написано ведь, что «имущему дастся, а от неимущего отнимется». Вот от нас и отнимается.
..................................................
Да, я знаю многих обществоведов, которые в отношении попыток внедрить парламентаризм говорят стране то же, что Паниковский Шуре Балаганову: «Пилите, Шура, пилите!». Мой тезис касательно парламентаризма в целом (а не только многопартийности): парламент (подчеркиваю, что именно этот институт, а не все западное) в России никогда не будет работать, потому что он противоречит ее важнейшим культурным нормам (см., например, мою статью 1996 г. «О нормах российской государственности»). Парламенты в нашей стране всегда оказываются контрпродуктивными, и их разгоняют или сгибают в бараний рог любые правители: и Николай II, и Ельцин, и Путин. А наша обществоведческая мысль, будучи неспособной предложить эффективную замену парламенту, уже более сотни лет бьется лбом об стенку, призывая либо терпеть проистекающую от него дезорганизацию, либо поет осанну всему своему, не предлагают ничего конструктивного. 
..................................................
7. В какой мере деятельность различных российских "think tanks" (пусть в урезанном варианте) оказывает воздействие на принятие решений в правительства и т.п.? Имеется в виду деятельность различных неформальных или формальных институтов, ассоциаций и т.п. 

Есть научные центры, которые работают по прямому заказу госорганов. Их разработки принимаются к сведению постольку поскольку они полезны для заказывающей организации. Что касается производителей менее утилитарной продукции, то, как мне кажется, их идеи участвуют в формировании мировоззрения чиновников и через него, с большим опозданием воздействуют на решения органов власти.
..................................................
Я думаю, что распространение госкорпораций естественно в условиях административного рынка, интегрированности экономики и власти. А от административного рынка мы можем уйти только при наличии политической воли и настоящей правовой системы, необходимость которой еще не осознана обществом.
Ведь нынешняя правовая система имеет такое же отношение к настоящей, как советская розничная торговля – к рыночной, то есть является правовой системой скорее по названию. Это не органы, восстанавливающие справедливость, а ведомства по соблюдению государственных инструкций в области человеческого поведения. Их ближайшие аналоги – всевозможные органы надзора: пожарного, санитарного, рыбного и т.п.
..................................................
12. Кажется ли Вам, что общественный контроль за выборами в России в 2007 и 2008 году возможен хоть в какой-то степени? 

Если не произойдет политического кризиса, то и контролировать будет нечего. По состоянию на сегодняшний день победители ясны и без выборов.
..................................................

13. Как может измениться конфигурация органов власти в России по итогам процессов 2007 – 2008 гг.?

Если предстоящие выборы продемонстрируют масштабные дефекты в механизме передачи власти, то за ними последуют существенные изменения в государственном устройстве.
..................................................


14. С чего можно начинать строить судебную систему России? Следует ли предполагать, что эта система будет чем-то принципиально специфична? Есть ли специфика в роли неписаных правил в России? 

Мне кажется, что начинать нужно с очень глубоких теоретических разработок. В качестве образца хотелось бы взять прецедентное право, чтобы преодолеть глубокий разрыв между формальным правом и справедливостью. Иностранная система должна быть спроецирована на наши традиционные институты с тем, чтобы заставить их служить новым задачам (пример использования, например, института князя см. в статье). Построение эффективной правовой системы в России – проблема, над которой ломали голову не один век. Поэтому придется искать совершено новые нетривиальные решения.
..................................................


15. Каковы могут быть инструменты повышения уровня социального доверия в России? Как вы относитесь к идее Гавриила Попова уйти от всеобщего избирательного права и перейти к выборам по куриям? 

Чтобы различные слои общества нашли общий язык в прямом и переносном смысле, его – развитый общественно-политический язык – надо иметь. Кроме того, надо научиться принимать консенсуальные решения. А пока эффективным способом решения проблем управления страной становится изоляция власти от всего населения или его частей. Решая сиюминутные проблемы, оно создает общественное напряжение, которое способно вылиться в масштабные политические кризисы.
..................................................
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 23 comments