Леонид Блехер (leonid_b) wrote,
Леонид Блехер
leonid_b

Category:

"Цена Победы" как метафора

Вчера была передача по "Эху Москвы", посвященная Дню Победы, и вела ее патентованная дура Евгения Альбац. Ну ладно, ничего особенного, но вздумалось же ей затеять со своими собеседниками (учителем Мильграмом и историков Уткиным) затеять разговор о "цене Победы". Они ее приложили, конечно, особенно Уткин - но не в этом дело.

Обсуждал я сегодня с Сашей Бугаевым эту передачу, и вдруг он мне сказал ясную и простую вещь - как я до нее сам раньше не додумался! - что слово "цена" в этом выражении, в общем, сильно обманывает и говорящего, и слушающего.
Оно, это слово, невольно тянет за собой совершенно рыночные ассоциации там, где им, в общем, не особенное место. "Цена" как бы говорит о том, что ты можешь "прицениться", или "не столковаться и отойти, поискать другого продавца", "цена" может быть неадекватна товару и т.д.

Но с такой военной победой, которая означала просто единственную возможность народу выжить как народу (судя по планам нацистских товарищей, это выживание не предполагалось), надо обходиться как-то иначе. Во всяком случае ясно, что в эту метафору лучше не играться. Эта метафора - ложная. Она не соответствует дейсвительному смыслу этого действия, что ли.

Получается, что и выражение "народ заплатил цену" тоже неверное, именно по этой же причине - облако смыслов у "платы" неподходящее.

И то сказать: Кто продавец? Что продают? Кто покупает? Фигня, нету никакого продавца, ничего никто не продает, никто не покупает.

Но... что же тогда происходит? Что тогда происходило? Что же получается, что вроде народ отдавал, народ получил, но все равно не было никакой мены?

Вот в чем дело. Мены не было.

Так?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 32 comments