Леонид Блехер (leonid_b) wrote,
Леонид Блехер
leonid_b

Попробую ещё раз

Примечания к моим предыдущим постам (первому и второму), к постам Елены Яковлевой ("Заткните этот фонтан" и "Два последних времени"), и посту Саши Бугаева ("По следам споров про утерянную советскую жизнь").

1.  Чтобы ясно понимать, что с нами случилось и присходит, надо понимать, как устроена история и динамика сложных социальных систем. То, что кажется происходящим сейчас, на самом деле готовится в предыдущую эпоху, и особенно это касается представлений людей. Каждое время - это всего лишь реализация предыдущего. Поэтому любое отрицание прошлого несёт в себе большую часть безумия, чтобы не сказать глупости. 
В России, к сожалению, с её особым отношением к историческому времени (а вернее сказать, с её исключительно слабым, особенно по сравнению с европейским понятием о связи прошлого с настоящим и будущим),  есть любимая народная забавка: плевать на могилы своих отцов. Так, граждане, нацию не создашь. Этим занимаются только недоумки, не в ругательном, а в точном смысле этого слова. Надо ещё учитывать то, что наша культура, в частности культура общественной жизни, всегда хромала на манихейскую ножку, как говорил Владимир Сергеевич Муравьёв. И, следовательно, всегда быть крайне осторожным и подозрительным к тем, кто предлагает сделать не так, как было, а наоборот.

2. Главное - это само общество, а никак не его управляющая часть - государство. Причём надо понимать, что механизмы образования этой управляющей части из общества меняются очень и очень медленно, поколениями, особенно если эта смена происходит без крови. За отсутствие такой большой крови и революции надо платить тем, что у "новой" власти будут те же, что и у старой. По крайней мере, по своим понятиям о жизни и способах её функционирования.

3.  Ещё надо сказать о самом главном. Мне об этом толковала Раиса Давыдовна Орлова, жена Льва Зиновьевича Копелева, на примере американской истории. Я был как-то у них в гостях, после выхода её книги о Джоне Брауне - и она говорила, что американцы платят сейчас бунтами и безобразиями негритянской части своего народа за то, что делали рабовладельцы в Дагомее за несколько веков до этого. Она не была, как я понимаю, верующим человеком, но очень хорошо чувствовала эту мистику: зло, произошедшее в народе, реализуется в будущей жизни этого народа, причём платить за это приходится тем, кто, как говорится, ни сном ни духом. Единственный способ избежать такой реакции - это назвать зло по имени, и сделать всё, всем вместе (это обязательно), чтобы его уменьшить или даже уничтожить. Нет лучше способа заложить мину под будущее своих потомков, чем отречься как от своего прошлого, так и от настоящего. Не взять ответственность за других, которые попали под колёса этого, извините, сраного прогресса. Для нас этот прогресс - это изменения последних пятнадцати-двадцати лет. Все разрушения этого времени, чем бы мы их не считали - всё равно это разрушения. Гибель, нравственная или физическая, сотен тысяч и даже миллионов наших сограждан.

Вот, собственно, и всё, что я хотел сказать. 

Конечно, всё вышеозначенное относится только к тем, чья жизнь связана с этой землёй. Остальные люди ответят за свои земли - норвежскую, голландскую, американскую и проч.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 220 comments