Как-то мне пришлось практически одновременно читать два графоманских огромных текста: роман "ЖД" Дмитрия Быкова и "Сердце меча" Ольги Чигиринской. Наверное, я очень редкий человек - мало кто, наверное, пытался прочесть и то и другое. Ну ладно.
Читал я и сам себе сочувствовал, и прикидывал, как бы мне можно было бы помочь. С Чигиринской дело обстоит проще - берётся литературный редактор и ему ставится задание - отжать из романа всю воду. Лишние слова, одним словом. Это делается относительно легко, и из немыслимых размеров кирпича в 800 больших страниц формата А4 легко получается приятная повестушка в 300 нормальных страниц. Работы - максимум на месяц, если не лениться.
С "ЖД" же дело обстоит значительно загадочнее. Быков - такой необычный графоман, что у него ничего не отжимается. У него графомания не словесная, так сказать. У него она как бы умственная. Получается, что он не пишет много ненужных, необязательных (термин, которым я Быкову же и обязан, за что ему большое спасибо - умеет же, если хочет!) слов, а просто оформляет словами какие-то глупые, пустые, необязательные мысли - а их ещё больше, и слов надо для оформления тоже много.
Как же тут сократишь, спрашивается? Никак нельзя сократить. Закон на его стороне.
Но заметим в скобках, что когда Быков описывает не свою внутреннюю реальность, а реальность, так сказать, реальную, то у него получается очень хорошо. См. книгу "Пастернак". Я думаю, что если бы Дмитрий взялся бы написать книгу о Новелле Матвеевой, то она бы у него вышла просто отличной. Поскольку он её очень любит и уважает.
Читал я и сам себе сочувствовал, и прикидывал, как бы мне можно было бы помочь. С Чигиринской дело обстоит проще - берётся литературный редактор и ему ставится задание - отжать из романа всю воду. Лишние слова, одним словом. Это делается относительно легко, и из немыслимых размеров кирпича в 800 больших страниц формата А4 легко получается приятная повестушка в 300 нормальных страниц. Работы - максимум на месяц, если не лениться.
С "ЖД" же дело обстоит значительно загадочнее. Быков - такой необычный графоман, что у него ничего не отжимается. У него графомания не словесная, так сказать. У него она как бы умственная. Получается, что он не пишет много ненужных, необязательных (термин, которым я Быкову же и обязан, за что ему большое спасибо - умеет же, если хочет!) слов, а просто оформляет словами какие-то глупые, пустые, необязательные мысли - а их ещё больше, и слов надо для оформления тоже много.
Как же тут сократишь, спрашивается? Никак нельзя сократить. Закон на его стороне.
Но заметим в скобках, что когда Быков описывает не свою внутреннюю реальность, а реальность, так сказать, реальную, то у него получается очень хорошо. См. книгу "Пастернак". Я думаю, что если бы Дмитрий взялся бы написать книгу о Новелле Матвеевой, то она бы у него вышла просто отличной. Поскольку он её очень любит и уважает.