Леонид Блехер (leonid_b) wrote,
Леонид Блехер
leonid_b

Categories:

Крестьянский здравый смысл Славоя Жижека

В новых "Московских новостях" (кстати, газета получилась очень хорошая, читается вся целиком с интересом) опубликовано интервью с Славоем Жижеком, словенским философом и просто умным человеком. Вот что мне понравилось:
...............................

Вспомним знаменитых на весь мир диссидентов: Солженицын - в Советском Союзе, Гавел - в Чехословакии. Все, за что они боролись, входило в программу режима, с которым они боролись. Гавела до сих пор в Чехии обвиняют в том, что он по сути своей является коммунистом, потому что он боролся за коммунистические ценности. Кстати, именно диссидентство - один из существенных отличительных признаков, не позволяющих смешивать коммунизм и фашизм: при фашизме фигура диссидента невозможна. Кто будет бороться за нацизм с человеческим лицом?! Поэтому нацизм - более ужасающий феномен, чем сталинизм.

Действительно, ситуация была такова, что среди диссидентов было достаточное количество (далеко не все, конечно) коммунаров и просветителей, убеждения и ценности
которых были очень похожи на прокламируемые коммунистические ценности. Поэтому разговоры со следователями на допросах бывали весьма заковыристые, и занятные (если не учитывать, что один из собеседников сажал другого в тюрьму) - Л.Б.
.............................

Показательным примером является и Моцарт. В его операх представлена не та ситуация, когда люди не верят в происходящее, но делают вид, что верят, а совсем наоборот: люди верят, но делают вид, что не верят.

Интересно, что у нас в стране соответствует или соответствовало описанной: когда люди верили, но делали вид, что не верят?  - Л.Б.
............................

Я хочу сказать, что вопрос, во что мы верим, а во что не верим, крайне сложен. Тут не может быть односложного ответа - да или нет. Речь не просто о лицемерии, противостоящем откровенности. Существует, например, феномен искреннего лицемерия. Давайте представим себе ситуацию: через десять лет мы встречаемся, у меня обнаружили рак, а вы мне говорите: "Не все так плохо, вы хорошо выглядите и т.д." Хотя это и лицемерие, оно идет от души, оно искреннее. Зачастую самая большая агрессия - сказать правду.

Ой, да. С этой самой правдой надо быть поаккуратнее, тем более что непонятно, что считать правдой: то, что говорит говорящий, или то, что слышит слушающий, или то, что у него остается в голове, когда проработают его фильтры... Сколько раз... - Л.Б.
............................

Я хочу смоделировать следующую ситуацию. Давайте представим себе: сейчас 30-е годы прошлого века, идет заседание ЦК коммунистической партии, вдруг вы неожиданно встаете и начинаете в открытую критиковать Сталина, я вскакиваю и кричу: "Ты что, с ума сошел, Сталина критиковать никому нельзя!" Вас конечно же в итоге арестовали бы, но меня взяли бы еще раньше. Не разрешалось не только публично критиковать руководство, но еще больше было запрещено говорить о том, что критиковать запрещено. Свобода у вас была, но она была дана, чтобы вы ею не пользовались. Вы имели свободу выбора, если вы делали правильный выбор. Это не только проблема сталинского тоталитаризма, в любой политической системе присутствует такой момент.

Очень интересно. Чисто "Эдем" Лема. Тем более если вспомнить, когда он был написан - Л.Б.
................................

Что меня ужасает в американском характере? Люди могут быть открытыми и дружелюбными, но как только возникает профессиональная конкуренция (несколько человек претендуют на некую должность), они могут стать чудовищно жестокими, писать на тебя доносы и т.д. Американская открытость является чистой видимостью, за ней нет настоящего человека. В моей стране (думаю, это относится и к России) абсолютно нормальной является другая ситуация. Предположим, мы с приятелем претендуем на одну должность, я ее получил, после этого я скажу: "На самом деле ты достоин этого места. Хочешь, я отзову свою кандидатуру?" Он ожидает этого от меня, а я ожидаю от него ответа: "Нет, ты заслужил это место, оно по праву твое". Это очень милый и человечный ритуал. В Америке он невозможен в принципе.

Содрогнулся. Неужели там в самом деле так? Как же они там живут? Как говорил Ф.Достоевский, "Бедные люди" - Л.Б.
...............................

Русских и американцев объединяет стремление к открытости. Подтверждением может быть тот факт, что разработанная в России система Станиславского оказалась впоследствии очень популярной в Америке. Однако есть маленькая деталь: то, что в России называется системой, американцы называют методом.

Действительно, иное дело система, иное - метод. Система, она на месте стоит и разворачивается как таковая, ею можно только проникнуться. Методом же надо идти к цели, он сам по себе не существует. Что ли получается, что у русских и у американцев разные национальные характеры, что ли? - Л.Б.
..............................
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 18 comments