И в отзывах - текст "историка-макросоциолога" Дерлугьяна. Интересно, что это за титул такой, кстати? У меня был один знакомый, так он называл себя "генерал-подполковник". Но это так, в сторону. В Америке, наверное, и не такое бывает. Так вот, Дерлугьян наводит на исходный текст (это книга "Сибирское проклятье") довольно обоснованную и интересную критику. Правда, он, как и в других случаях, слишком несистемен, выдвигает в качестве основной причины освоения Сибири одну причину - а так, в общем, не бывает. Любое многовековое движение такого уровня обязательно должно рассматриваться и в государственно-правововм, и в экономическом, и в культурном пространстве.
Хотя в другом случае тот же Дерлугьян (в письме bbb, по поводу Чечни) остроумно показывает, что все чеченские безобразия начали никакие не националисты, что ни о какой самостоятельности чеченцы не думали. А просто озверевшие от безделья и безденежья чеченские шабашники (когда оказалось, что ни в России, ни в Чечне для них работы нету) принялись дербанить, по своему культурно-разбойничьему обычаю, местных русских (чтобы далеко не ходить). Причем, как аккуратно подчеркивает Дерлугьян, они это делали не потому, что те были русскими (т.е., и здесь никакой национальной нотки не было), а просто потому, что те были самыми беззащитными, и их убивать и грабить было наиболее безопасно. А шабашники - люди рациональные, семейные, им главное - не кр-р-ровь и зеленое знамя Ислама, а деньги.
Правда, в другом месте он все-таки вспоминает, что он армянин, и даже жертвует для этого заветом никогда не классифицировать не по одному основанию (Са-а-аша! Бугаев! Это Вы меня заразили этими "не-не-не"!!). Дерлугьян говорит нечто вроде того, что, дескать, дербанили "советское поселенческое большинство - как в Баку, мол, непонятно кто дербанил городских армян). Х-хе.
Но, в общем, текст, если исключить из него малоорганичные ссылки на зарубежный калабрийский и алжирский опыт, неплохой, очень даже интересный и содержательный. Особенно если точно читать то, что Дерлугьян пишет. Например, тот факт, что русские солдатские матери искали своих пропавших сыновей в чеченских селах (интересно, почему именно там) и находили там помощь и приют. Конечно, так оно и было.
... Я смутно припоминаю, как мне один из самонаилучших экспертов по поиску пропавших в Чечене без вести рассказывал, как называли заложников и рабов чеченские товарищи. "Кабанчики", что ли. Один у другого спрашивает: "У тебя кабанчики есть?" - мол, с кого кормишься?