Леонид Блехер (leonid_b) wrote,
Леонид Блехер
leonid_b

Вчера у Хазагерова был день рождения

А мы с ним мало того что оба Раки, так еще и знакомы без малого сорок лет. 
Я это к тому, что я нашел у себя тезисы его выступления на "Казематах" по поводу сравления поэтик Высоцкого, окуджавы и Щербакова.
Это - часть про Высоцкого. Эссенциально, конечно, но, в общем, понятно.
..............................
1. В стихах Высоцкого постоянно что-то происходит с нормой. Нарушаются нормы языка, социального поведения, юридические, психические и даже нормы физического здоровья.
2.    Эти нарушения не вписываются в простую трактовку: нарушитель нонконформист, нарушая ложную норму, создают свою. Во-первых, нарушитель не всегда прав, во-вторых, помимо самого нарушителя явно или скрыто присутствует еще одна сила – источник нарушения нормы, наконец все нарушения объединены темой страдания.  
3.    Языковые нормы. Веяние времени: каламбуры и, особенно вокруг деформации идиом. Накопившиеся за годы советской власти идеологические штампы, устоявшийся словесный ритуал, неизменные и упрощенные оценки жизненных явлений провоцировали пародирование, травестирование, словесное фрондирование, невинную и не очень невинную насмешку. Стихия КВНного юмора – стихия школяра одуревшего от зазубренных формул. Постепенно наметился дрейф от каламбура в сторону девиантных форм: За стихией современной языковой игры, «стеба» стоит растерянность перед языковым, понятийным и нравственным хаосом и искушение этому хаосу поддаться.
4.   Обилие и деформаций идиом, и девиаций у Высоцкого. Демонстрация языковой неловкости, поэт не проходит мимо ошибок. Например, в «Пародии на плохой детектив». Но Высоцкого это не коммуникативная, а когнитивная драма. Он не смеется над человеком, который не умеет объясниться, он смеется над «разрухой в головах». Отсюда преобладание сатирических монологом. «Жертва телевидения».
5.   Объектом  сатиры Высоцкого становится сама пропаганда – он обнаруживает нелепость тех штампов, которые засаживались в голову. В этом он как сатирик ближе Щедрину. Высоцкий разоблачает прежде сего ход мыслей, мотивированный советским штампом.
6.   Социальная норма. Здесь действуют экстраверты и интроверты. К первым больше всего подходит нонконформистская трактовка нормы. Это герои, «заступившие за черту». Спортивные песни. Аллегорические песни. «Охота на волков». 
7.   С интровертами связана двойническая тема, о которой приходилось уже писать отдельно.
8.   «История болезни» - своего рода апофеоз нарушения нормы.  Аллегория пытки. Во второй, юмористической части снова  простодушный герой, поверивший штампам, «жертва телевиденья». В третьей части - бунт. В конце философия, образ «истории болезни».
...............................
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments