Леонид Блехер (leonid_b) wrote,
Леонид Блехер
leonid_b

Комментарии к собственному интервью, 3/5

Продолжение комментариев к интервью в журнале «Вещь» (http://club.fom.ru/article.php?id=15)

Начало – в http://leonid-b.livejournal.com/202255.html) и http://leonid-b.livejournal.com/203060.html

- Да - 190-я прим., "Изготовление, хранение и распространение клеветнических произведений, порочащих советский общественный государственный строй". От шести месяцев до трех лет, с последующей высылкой. А если будешь себя плохо вести, то переквалифицируют 190-ю прим. на 70-ю. Это то же самое, только с целью подрыва советской власти. Тогда это от трех до семи лет. Но просто машинисткам ее редко давали.

Я сильно ошибся, на что мне справедливо указал Юрий Шиханович.
Ст. 70 УК РСФСР формулируется так:
Ст.70. Антисоветская агитация и пропаганда
Агитация или пропаганда, проводимая в целях подрыва или ослабления Советской власти либо совершения отдельных особо опасных государственных преступлений, распространение в тех же целях клеветнических измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй, а равно распространение либо изготовление или хранение в тех же целях литературы такого же содержания –
Наказывается лишением свободы на срок от шести месяцев до семи лет и со ссылкой на срок от двух до пяти лет.
Те же действия, совершенные лицом, ранее осужденным за особо опасные государственные преступления, а равно совершенные в военное время, –
Наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет и со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки (в ред. Закона РСФСР от 25 июля 1962г.)

А ст. 190-1 УК РСФСР – таким образом:
Статья 1901. Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй
Систематическое распространение в устной форме заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй, а равно изготовление или распространение в письменной, печатной или иной форме произведений такого же содержания –
Наказывается лишением свободы на срок до трех лет, или исправительными работами на срок до одного года, или штрафом до ста рублей (введена Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 сентября 1966г.)


Так что никакой высылки, конечно нет – только ссылка, да и то не по той статье.
Вот зараза, стоит двадцать лет не поперепечатывать «Хронику текущих событий», как всё забывается!


- И вообще не было представления, что рано или поздно Советского Союза не будет?
- Наоборот, было ощущение, что это навсегда. Более того, когда я начинал в фонде помощи политзаключенным, мне сказали: "Ну ты понимаешь, что ты в лагере закончишь свою жизнь?". Это просто по-дружески было сказано, за дружеским столом. Всем понятно было, что вот так, как сейчас, все и будет. Только хуже.


Это не безнадежность. Это – существование вне такой категории, как надежда. Должен сказать, что такое существование очень освобождает. Внутренне.
Причем обязательно надо подчеркнуть, что в это время и цели ставились, и результаты достигались. Даже очень.


Русские не торговый народ, они народ рисковый - они любят браться за дело из любви к деньгам и к риску. А вот там, где надо торговать и чтобы копеечка капала, и чтобы все это было налажено, для этого надо быть кавказцем или азиатом.

Ситуация не такая простая. Надо учитывать несколько факторов, которые были очень сильны в начале-середине 90-х годов.
Первое – это нелюбовь советского человека к обслуживанию других людей. Ценность такого обслуживания сильно ослабела вместе в советское время по мере ослабления непосредственного христианского воспитания и вымирания христиански воспитанных людей, и их непосредственных учеников и потомков.
Второе – это ослабленное ощущение реального времени как необходимого и обязательного атрибута существования. Время для многих из нас – это не путь, которым реализуется реальность, а препятствие для этой реализации.
Какая уж тут торговля! Торговать без обостренного чувства времени совершенно невозможно! (Кстати, производства это меньше касается, паче науки и искусства, там времени совсем нету).


Потому, наверное, в итоге все, в общем, разрешилось вполне гармонично. Кавказцы торгуют на рынках, которые совсем утратили тогдашнее свое значение, а русские делают сети магазинов.

Не, реально не так. Всё бывает. Но главное: новому времени – новые песни. Пришло новое поколение, и разница между теми, новыми людьми и теми позднесоветскими оказалась больше и важнее, Чем разница между русскими и кавказцами одного и того же поколения.
Это не в первый раз так.
Когда мы в конце 70-0х с В.Ф.Чесноковой считали большие группы исследуемых по социальным шкалам MMPI, то тоже оказалось, что разница в возрастных группах более значима, чем разница между русскими и евреями, скажем, в одной возрастной группе. О татарах я уж и не говорю – их даже скрести не приходилось: русские и русские.

(продолжение следует)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments