Леонид Блехер (leonid_b) wrote,
Леонид Блехер
leonid_b

Category:

И еще к вопросу об освящении, смысле его, целях, отказе и проч.

Тут разгорелся спор, у http://alisezus.livejournal.com/1261245.html#comments, по поводу истории о том, как один священник отказался освящать молельную комнату в колонии потому, что Ходорковский - полит.заключенный. Как всегда, сразу выяснилось, что у меня понятия-то по этому поводу есть, а вот со знаниями дела обстоят не так однозначно. Тогда я спросил своих близких родственников, которые знают больше.
Ответ православного дьякона см. http://leonid-b.livejournal.com/200075.html?replyto=3109771, а родственник-ученый католик ответил сл.образом:
..........................

Значит, так. Что нам известно о применении чина освящения в Католической Церкви?

1. Я узнал, пообщавшись с европейскими товарищами, что в Европе оно почти так же распространено, как у православных - в России. Освящают все: квартиры, офисы, автомобили, предметы обихода (врач освящает инструменты, которыми работает etc). Просто в России католический народ куда более вольнодумный, интеллигенция в основном, и редко берутся за конкретные такие бытовые обряды.

2. Чинов освящения существует тьма - то есть до фига и больше.
Фактически формулировка чина оставляется на откуп местному епископу, поэтому в каждой местности освящают по своему. Это - один из самых
"народных" обрядов.

По сути что везде остается одним и тем же.

3. Освящение - это сакраменталия, долженствующая призвать внимание и волю Бога к определенному материальному объекту. То есть это такая, если угодно, "постоянно действующая молитва" - мы молимся не о том, чтоб Бог помог нам в конкретной ситуации, а чтобы Он просто призирал
за определенной локацией, вещью или чем-то еще.

4. Таким образом освященный предмет становится носителем, если угодно, Божественной энергии, пардон за вульгаризм :) Можно как бы, находясь в темном помещении, каждый раз, когда тебе хочется что-то рассмотреть, чиркать спичкой, а можно фонарь зажечь, чтоб все время горел. Вот таким "фонарем" - буквально, в католической традиции сам факт Божественного проявления часто называют illuminatio Dei, "освЕщением Божьим" - и становится такой предмет. Кстати, приходит на память, что в Средние века меч не считался рыцарским, если не был освящен. Собственно, это и было отличием "благородного" оружия - мечей дворянства - от "неблагородного" - мечей наемников каких-нибудь, которые их не освящали. "Благородный" меч - это меч, на котором почиет Божье благословение, и который таким образом и применяться должен только ради благородного дела, потому что его применение в низких целях становится осквернением святыни (как на иконе с горки кататься или лопату из нее сделать).

5. Ясен пень, что само по себе освящение не имеет силы, если не подкреплено верой и праведностью. Например, если этот самый рыцарь
будет своим мечом крестьян резать, то благодать с оружия, естественно, уйдет, и меч придется освящать потом заново.

6. Опять же, можно совершать добрые дела (жить по-христиански) и неосвященным предметом (в неосвященном помещении). Бог внимает любым молитвам и любой доброй воле, откуда бы и от кого бы она не исходила.
То есть, как я уже говорил тебе вчера, это нужно не Богу, а человеку.
Это - примерно то же, почему мы молимся в храме и совершаем обряд Преосуществления на особенном алтаре (хотя молиться можно и дома, а мессу при необходимости проводили и на столе кухонном - когда церкви были недоступны, случалось и такое). Этот обряд служит лишь для того, чтобы дать человеку еще один повод ощутить рядом присутствие Бога. То есть Он не просто тебе ответит, не просто к тебе снизойдет, а еще и вот этой вещи коснется, и она будет служить тебе по-новому. Проще говоря, здесь действует принцип "Бога слишком много не бывает".

7. Опять же, здесь действует правило апостола Павла о снисхождении к тем, чья вера недостаточно сильна. Помнишь, где он говорит об идоложертвенном? То бишь, конечно, можно и без освященных предметов жить - но если тебе легче жить, чувствуя на материальных вещах вокруг присутствие Бога, и без этого тебе дискомфортно, то Бог тебя поймет.

8. Далее, возможна такая штука, как "спонтанное" освящение. То есть: жил праведный и святой человек, жил-жил-умер, и осталась от него одежда, или его четки, или его келья - и через это вещи начинают происходить чудеса, то есть Бог зримо являет Свое расположение к этому человеку и правильность пути, которым он шел. Почти все реликвии святых - это вот такие вот сами собой освященные предметы.

9. Об отказе священника от проведения чина. Такой возможен только в одной ситуации - когда священник точно знает, что человек намерен использовать освященную вещь по дурному назначению (скажем, нельзя освящать бандиту его автомат или помещение в клинике, где проводятся аборты). В любом другом случае получается, что человеку отказывается в прикосновении Бога, чего священник, как святопроводник - sacerdos - делать права не имеешь вообще - это как в крещении или исповеди без причин отказать. В меньшей степени, конечно, но принцип тот же.

...............................
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 28 comments