Леонид Блехер (leonid_b) wrote,
Леонид Блехер
leonid_b

Написать надо, а то не отделаюсь

Я в последнее время, так уж получилось, прочёл одну за одной две гигантских по размеру беллетристические книги: "Факап" Михаила Харитонова и "Благоволительницы" Джонатана Литтелла. Обе книги - по рекомендации очень понимающих людей.
Книги совершенно разные по всем возможных параметрам. Просто по всем. Кроме очень большого размера и (для меня) непредсказуемости сюжета и, в ещё большей степени, фабулы.
Уж очень редко в последние годы, чобы не сказать десятилетия, бывало так, чтобы я никак не мог предсказать, сам для себя, что будет через десяток страниц, куда всё повернёт. Это для меня крайне удивительно.
Конечно, речь идёт только о беллетристике.
Фантастическую прозу Михаила Харитонова я раньше читывал, и она мне никогда и никак не нравилась. Но тут ничего нельзя поделать - оказывается, у современных российских фантастов могут быть и новые, в самом деле фантастические идеи, и умение продумывать их и показывать в убедительных картинках, и вкус к закладыванию таких сюжетных виражей... Причём всё это при реализации главного качества нашей жанровой дитературы, паче фантастики - дикой неряшливости, нежелания редактировать и вообще работать над написанным текстом, и вообще наличия полного непонимания, зачем нужно текст держать в порядке, если можно за то же время придумать пять новых глав и описать пять новых поворотов сюжета, каждый из которых если и не отрицает, то полностью переосмысливает всё предыдущее.
Ну а то, что автор в книге просто раскатал в пыль все коммунарские мечты Стругацких (давно пора, да всё некому было) и одну из главных идей Оруэлла (про власть властных товарищей над общественной памятью) - это вроде как мелочи.
[Spoiler (click to open)]
"Благоволительницы" в некотором смысле - полная противоположность, там вообще нет никакой фантастики, ни в каком смысле. Страшная она - до такой степени, что я бы попросил женщин, детей и слабонервных вообще её не читать. И не потому, что так описываются всякие реальные дела Второй Мировой войны. А потому, как именно они описываются.
От текста оторваться невозможно - вот что страшно.
Вот, только сейчас понял, почему эти книги как-то перекликаются между собой. Они... даже не о памяти, а о личном сознании. И ещё перекличка их в том, что ответов не даётся.
... Вот странно - тоже только сейчас понял, что оба главных героя, от имени которых идёт рассказ, они не то чтобы ненормальные (о норме речь идти не может по построению), но... И там и там они не сами собой управляют, вот что. Хотя об этом авторы, и тот и тот, молчат и даже глаза отводят.
Нет, напрасно это я. Никак не сравнимые книги. Несравнимы настолько, насколько несравнимы цивилизации, в которых эти тексты были написаны. Ближайшие несколько месяцев, а то и полгода, я никакой беллетристики читать не буду. Выбрал я этот лимит.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 73 comments