Леонид Блехер (leonid_b) wrote,
Леонид Блехер
leonid_b

Из пережитого

В 89-м или 90-м году, точнее не вспомню, сидели мы с моим хорошим знакомым и тогдашним коллегой Эмилем Гутником в подвальчике на ул.Чехова, и налаживали первые персоналки во ВЦИОМе (ещё всесоюзном).

Сели чаю попить. И зашла у нас речь о том, какой у нас, асушников (это что-то вроде проектировщиков, компьютерных оружейников при социализме) должна быть правильная работа. Т.е., какие у нашей работы должны быть приметы, свойства и качества, чтобы мы могли счесть её «правильной работой».

А надо сказать, что и Эмиль Гутник, и я к тому времени имели за плечами довольно большой опыт проектирования и создания человеко-компьютерных систем для решения совершенно разных задач. Лет  по пятнадцать мы уже этим занимались. У Эмиля – системы больше конструкторские, заводские и научные, у меня – отраслевые, управленческие. Было что вспомнить.

Я предположил, что «правильная работа» - это если после её выполнения заказчик становится сильнее, а исполнитель – умнее.

«И оба – богаче» - добавил рассудительный Эмиль.

Назвали мы это дело «Обобщённый закон Блехера-Гутника», допили чай, и дальше – за работу.

Но этот разговор я запомнил.
[Spoiler (click to open)]

С тех пор прошло без малого тридцать лет. Количество самонаиразличнейших проектов, в которых я принимал участие так или иначе, не поддаётся ни описанию, ни перечислению. И программистские, и человеческие организационные, и изыскательские, и платные (и бесплатные, и просто-таки затратные), и вообще какие угодно.

И вот что я вам скажу, граждане. «Правильную работу» выполнить непросто. Но непросто по-разному.

Легче всего сделать так, чтобы после работы твоя квалификация (как исполнителя) стала выше. Т.е., чтобы по ходу её планирования и выполнения ты чему-то научился и вообще поумнел. Не так уж трудно. Только надо не забывать регулярно, как мантру, говорить себе: «Сегодня я понял то-то, или научился тому-то». На такое повышение своего собственного уровня в конце концов просто подседаешь.

А труднее всего добиться того, чтобы заказчик (после выполнения и приёмки работы) стал сильнее. Напоминаю, что это всё относится только к проектной деятельности. Ведь для этого он должен несколько иным, чем был, а у исполнителя вроде как нет прерогатив менять состояние ума, воли и мыслей заказчика. Почему-то заказчик норовит средства потратить, систему или проект сделать, а чтобы он остался таким, как был.

Иногда для того, чтобы добиться усиления заказчика, приходится иезуитствовать, как Лойола с Торквемадой, в отношении 1:3.

Конечно, можно и не заниматься этой фигнёй, а просто сделать то, что тебе заказали, и так, как тебе заказали. А что будет дальше – не твоё дело, а заказчика.

Но тогда работа не будет правильной, и ты напрасно потратишь часть своей и без того недолгой жизни.

Да, кстати, чуть не забыл. Заказчик и исполнитель – это не разные люди, а разные роли. По большей части это один и тот же человек.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments