Где-то в середине 1990-х годов я побывал на очень обоснованной лекции одного московского профессора о потерях разных стран во Второй мировой войне.Хорошо сказано: "Истина - это то, что не понравится ни одной из противостоящих друг другу сторон". Я всегда это знал, только так выразиться не мог.
За профессором я записал: "Безвозвратные потери Вермахта и его союзников на Восточном фронте составили примерно четыре с половиной миллиона человек. Потери Красной Армии составили примерно восемь с половиной миллиона человек. Превышение наших потерь больше, чем в полтора раза, но все-таки меньше, чем в два".
Слышал это еще до всеобщих срачек на эту тему.
Профессор был настолько убедителен, что все двадцать лет после этого я пользуюсь этими его цифрами, навлекая на себя гнев "красных патриотов", для которых превышение больше, чем в полтора раза, недопустимо, и тех "трупозакидальцев", для которых превышение меньше чем в три-пять раз тоже должно остракироваться по определению.
Ни гнев первых, ни гнев вторых не поколебнул меня ни на миллиметр. Вот что значит слово настоящего профессионального профессора-историка.
Если иначе, то в основе доверия к этим цифрам лежит железный гуманитарный принцип - истина это то, что не понравится ни одной из горячо противостоящих друг другу сторон. Пользуйтесь этим принципом, когда сами ничего перепроверить не можете. Он редко подводит.
Только не истина... Истина, это уж больно как-то...
А может, дело в том, что чаще всего противостоят друг другу не носители истины, а охранники ея. Пограничники, что ли.
Мир-то наш падший, вот в чём штука.