Из высказываний Андрея Андреевича Игнатьева (здесь, в ЖЖ, он
Карта - не территория, жалоба - не проблема.Для опросников (или, как принято красиво называть, поллстеров) эти принципы - основа постановки задач, и по степени соблюдения их можно легко отличить профессионалов от любителей, добросовестных от не таких простых, и определить степень доверия к результатам исследования, особенно к их интерпретациям (по второй части, про жалобы). Принимаешь свою модель за реальность (а без модели вообще ничего не увидишь, пропадёшь) - ну и дурак. Равно как и поверишь высказываниям респондентов, как будто они знают, о чём говорят - ну и такой же.
И ещё, от А.А.Игнатьева, в другой его реплике:
Кто пришёл с жалобой, тот и пациент.Это уже не только и не столько про опросы, а вообще про исследования общественных мнений и представлений. Мы поневоле изучаем не собственно болезни, а лишь крики о них, которые имеют отношение ко всяким общественным недугам, оно конечно, но...
Большинство-то молчит. Не жалуется, да и слов жалобных не знает и не любит.
И что там у них в головах и в одеждах... чего они хотят... и будут ли они, если уж совсем станет плохо, кричать и жаловаться, или сразу полезут наводить беспорядок...
Никак не узнаешь.