Леонид Блехер (leonid_b) wrote,
Леонид Блехер
leonid_b

Сказано (о пути русских филологов)

Из заметки banshur69 "Схима русских филологов":
Путь лучших русских филологов - от чужого текста в родное богословие. Домой, в крещение и в схиму.
Аверинцев начинал с Плутарха, а закончил Софией Киевской.
Гаспаров начинал с Эзопа, продолжил Пиндаром, Аристотелем, Овидием, был марксистом и позитивистом - а закончил русскими стихами, Мандельштамом 37-го года, исповедными "Записями и выписками", крещением.
Топоров начинал Дхаммападой, а закончил святостью и святыми.
Иванов начинал с хеттов, а потом вышел к Хлебникову и Пастернаку.
Крачковский начинал арабскими поэтами времен Аббасидов, а закончил очерками по истории русской арабистики и самой интимной исповедью "Над арабскими рукописями".
И Киктев начинал арабскими стихами, а закончил Хлебниковым.
Крюков начал древнекитайскими гадательными надписями, а закончил Гоголем.
Дьяконов начал Ассирией и Шумером, а закончил Пушкиным и мемуарами о России 30-х годов. Его богословием стала "Киркенесская этика".

Видимо, всем нам - востоковедам и античникам, романистам и скандинавистам - сужден под конец монашеский клобук русской истории и литературы.

А Бахтин даже в этом уникален: он шел от Достоевского к Рабле. Впрочем, может быть, это еще один аргумент в пользу того, что он не был по-настоящему филологом? Гегелевское возвращение Абсолютного Духа в себя его не коснулось.
Если понимать понятие "филолог" в прямом смысле, то, я полагаю, это рассуждение становится ещё вернее.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 76 comments