Леонид Блехер (leonid_b) wrote,
Леонид Блехер
leonid_b

Советы бывалого

Из поста "Дао педалей", посвящённого особенностям велодвижения путника по дорогам и дорожкам Москвы:
Как можно ездить по городу без велодорожек, и при этом не попасть в беду? Главная опасность, на самом деле, в том, что для автомобилиста велосипедист так же беззащитен, как пешеход, а для пешехода - немногим менее опасен, чем автомобиль. То есть под контролем надо держать обе страты околодорожного населения. Я не считаю себя гуру, но какие-то идеи на этот счет за долгое время у меня сформировались. Вот они, авось, кому пригодятся.
Далее идут очень полезные советы и рассуждения о том, как надо двигаться, кто встречается на дороге, как надо себя вести и проч.[Spoiler (click to open)]
1. Знай свое место. Зона велосипеда - крайний правый ряд трассы, вплотную к поребрику. Нет, не тротуар - там есть опасность повредить пешехода. Нет, ни в коем случае не середина ряда и тем более не средние ряды трассы. Очень аккуратную лавировку между машинами можно себе позволить только в сплошной стоячей пробке, да и то лучше в такой ситуации все же выбраться на тротуар и ехать по нему очень неторопливо, звоня, сигналя и блямкая, и утешая себя тем, что все равно будешь на месте раньше, чем эти стоячие бедолаги.
2. Скорость - не главное. Главное - равномерность. Я доберусь эффективнее, если буду поддерживать постоянную крейсерскую, чем если буду рваться в дикий спринт, а потом терять дыхание и тормозить. Для безмоторного велосипеда встает проблема "подъем - спуск", но она решается активным использованием передач, ездой стоя на самых крутых подъемах и подтормаживанием на самых крутых спусках. Почему, мне кажется, постоянство скорости так важно? Потому что это контроль. При резком спринте я завожусь, начинаю слегка пьянеть от скорости и теряю адекватность ощущений. При неизбежно следующем за этим периоде торможения у меня язык на плече и я тоже слабо воспринимаю реальность. А при постоянном равномерном движении я постоянно же «на стреме» и могу рассчитывать свое поведение и учитывать поведение окружающих.
3. Используй переключатель, Люк. Нет, я здесь не о передачах; я о переключателе «ездок — пешеход». Мое личное общее правило таково: когда я на трассе, я однозначно подчиняюсь всем сигналам для водителей. Когда я на тротуаре или пешеходном переходе, я однозначно подчиняюсь всем сигналам для пешеходов (даже если еду по тротуару). Тем более стоит становиться пешеходом на любой «зебре», в особенности если там нет светофора. Тут надо вообще слезть с коня. Переезжать дорогу по бессветофорной «зебре» верхом — прямая номинация на премию Дарвина: для едущего по дороге водителя я ВНЕЗАПЕН, и он собьет меня, сам того не желая, даже если будет соблюдать правила сам.
4. Подавай сигналы. Я практически ВСЕГДА (кроме ситуации пустой дороги) маркирую рукой поворот. Это не раз помогало мне преодолевать сложные дорожные развязки. Велосипедист, поворачивающий без предупреждения, так же ВНЕЗАПЕН для водителя и такой же номинант на выведение из генофонда человечества.
5. Будь заметен. Серая невзрачная курточка, серенький велосипед, серая кепочка — и для водителя я представляю собой что-то совершенно неочевидное. Современные велики, слава Богу, и так красят в яркие цвета, но лучше еще и навешать всяких отражателей, блестяшек, одеться позаметнее и поярче, завести ярко-желтый шлем или кепку etc etc. Чем сильнее я бросаюсь в глаза — тем более шансов на то, что водитель увидит меня издалека и оценит адекватно.
6. Учитывай, замечай и оценивай окружение. Тут стоит рассказывать подробно и особо.

Кого и какого можно встретить на московской дороге? И как к нему относиться? У меня есть некий личный набор представлений, насколько он соответствует истине — не знаю, но для меня ситуация выглядит примерно так.

1. Средний московский водитель легковушки. Как ни странно, практически безопасен. За последнее время культура вождения в столице как-то резко выросла, и водилы стали пропускать велосипедистов на поворотах, верно реагировать на сигналы, бибикать заранее и т. д. Прекрасные времена, когда тебя могли подрезать на пустой дороге просто ради того, чтоб поиздеваться над двухколесным лохом, который так забавно падает в кювет, кажется, миновали безвозвратно.
2. Шахид, т. е. такой буйный молодой человек на тонированном жигуленке. Абсолютно неадекватен, их там иногда пять-шесть сидит, весьма опасен... был бы, если б не был так очевиден и заметен. Услышали дикую музыку из окон, вой мотора и визг тормозов — шарахнулись к самой обочине и не отсвечиваем. А вообще, слава всем богам, шахиды — вымирающий вид: нынешние полицаи их дрючат безжалостно.
3. Автобус или троллейбус. Друг, защита и опора. Большая, неповоротливая, очень предсказуемая хрень, управляемая осторожным и аккуратным водителем. За ним можно ехать по городу, укрываясь от встречного ветра. Он занимает всю полосу, поэтому едущий за ним велосипедист имеет здоровенное оперативное пространство. К нему очень удобно пристраиваться на поворотах и перекрестках, прикрываясь им от остальных участников движения. В общем, общественный транспорт служит обществу даже тут.
4. Грузовик, особенно с большим прицепом. Зло поневоле. Водила, может, и осторожен, но он банально не видит тебя из-за своей длины и несовершенства конструкции зеркал. Прицеп движется достаточно непредсказуемо, а еще — он идет впритирку к поребрику, и можно попасть в оч-чень неприятную ситуацию, будучи им прижатым. В общем, увидели большую грузовую штуку — переждите, пропустите ее, дайте ей уйти из вашего правого ряда, и только потом — алга. Правда, может использоваться на манер автобуса при пересечении перекрестка, но это на крайний случай. Уж лучше объехать как-нибудь.
5. Мотоциклист. Абсолютное антрацитово-черное вневременное чудовищное злище. В массе своей. Нет, я знаю, что адекватные мотоциклисты встречаются, даже среди читателей этого журнала есть парочка — честь им и хвала. Но в целом при покупке мотоцикла у большинства молодых людей аккуратно вынимают мозги и вставляют туда пламенный топор. Обладает общими признаками «шахида», но в отличие от него незаметен издалека (точнее, заметен в принципе, но им же скоростной режим не писан, они летят пулей по любой дороге, поэтому предсказать его по шуму мотора нереально). В общем, они опасны и для автомобилей, и для пешеходов, и для автобусов, и вообще для мироздания в целом, велосипедисты здесь не выделяются из общего ряда жертв.
6. Скутерист. Был бы не менее опасен, чем мотоциклист, если бы не в 3 раза меньшая скорость. А так — представляет угрозу большей частью для себя самого.
7. Другой велосипедист. Делится на две группы: товарищ и партнер, который поможет тебе вместе пройти поворот и подаст знак в случае чего неожиданного, или мотоциклист версии «лайт». Я видел одного парня, который двигался по Садовому кольцу, в потоке машин, не держась за руль. Увидели что-то такое — помолитесь за него, что ли. Что еще можно сделать — не знаю. И держитесь подальше, чтоб озверелые полицаи, когда этот угребок спровоцирует ДТП, не загребли вас случайно за компанию.
8. Пешеход. Пешеходы в Москве бывают безумны. Если что-то такое кинется перебегать перед вами дорогу, решив, что вы ничего не весите — помните, что резко тормозить надо задним тормозом, а то сальто-мортальнетесь через руль. Среди них, кроме того, попадаются роллеры, которые тоже более-менее являются агентами Хаоса, в особенности при возрасте 10-15 лет. Но они страшны только на тротуаре, на проезжую часть, хвала Ежикам, их не выпускают.
9. Трамвай. Какого черта я делаю на путях? Что я тут забыл, долбанулся, что ли? - стоит спросить себя любому, кто заинтересовался этим пунктом. Пересекать же пути стоит осторожно, на малой скорости и привстав на педалях, чтобы не гребнуть себе обода и не влететь колесом в выбоину мостовой или в пройму рельса.
Правило Номер Ноль: ИЗУЧАЙ КАРТУ. Велосипедист свободнее, чем автомобиль или мотоцикл, в тысячу раз. Используя неоднозначные пути, я могу сократить путь по городу вдвое. Например, мне регулярно нужно совершать поездки с Бабушкинской в Дегунино. На метро с автобусом это час с небольшим, потому что крюк через центр; на наземке - минимум пятьдесят минут при ОЧЕНЬ большой удаче. На велосипеде я добираюсь минут за 35. Логика маршрута: сперва по трассе, потом сворачиваю в промзону, ныряю в пешеходный проход под железной дорогой (никакого автопереезда на 10 км в округе просто нет, автомобили дают крюка через МКАД!), потом дворами, сохраняя линию движения - и вот я на месте. Заодно 2/3 пути проходят по безавтомобильным местам, внутриквартальным дорожкам и пр., т.е. - совершенно безопасно. Так же может поступить почти любой, кому надо добираться с окраины Москвы на соседнюю окраину, минуя центр. Велосипедист пользуется пешеходными мостами, подземными переходами, может подскочить в городскую электричку - там в тамбуре хватит места хоть для слоноподобного круизера. В общем, самое глупое, что можно сделать - это возомнить себя мотоциклом и строго придерживаться "официальных" трасс.
Кроме того, изучение карты помогает избежать небезопасных неожиданностей. Например, ты можешь въехать на чудесно выглядящую эстакаду - и на выходе с нее оказаться в центре трассы, потому что с боков туда влились еще две дороги. А если бы ты с самого начала просмотрел карту маршрута со схемами развязок - этого бы не произошло.

Я, по понятным причинам, никогда не ездил на велосипеде по Москве. Но проблемы веломеньшинства мне близки, и когда я вижу фигурку одинокого, но уверенного в себе велосипедиста среди нашего бедлама, у меня возникает чувство солидарности. Держись, парень!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments