Леонид Блехер (leonid_b) wrote,
Леонид Блехер
leonid_b

Три цитаты с комментарием

Из беседы с Александром Даниэлем "Мы должны знать, откуда пришли, - так узнаем, куда идём".
Многие считают, что без честного осмысления прошлого невозможно построить демократическое общество. Я не уверен в этом на сто процентов. Есть примеры, когда страны и народы, расставаясь с тоталитарным прошлым, закрывали на него глаза – такой пакт умиротворения. Так было в Испании после Франко, например. Там эта тема была под негласным всеобщим запретом, и ничего, они все-таки построили у себя демократию. Мне кажется, осмысление прошлого необходимо по другой причине: только так мы можем состояться как нация. Не бывает нации только сегодняшнего дня. Мы должны знать, откуда пришли, тогда только мы узнаем, куда идем.
............
– Мне не хочется никого сажать, а поражать в правах – не знаю. Может быть, люди, в биографии которых есть такие эпизоды, как охота за диссидентами, не должны занимать государственные должности.
– То есть люстрация?
– Я был всегда противником люстрации, а сейчас что-то стал сомневаться. Наверное, она была все-таки нужна. Такая, мягкая. Не судебные процессы, но какие-то запреты на занятие государственных должностей людьми с запятнанным таким опытом прошлым, наверное, следовало бы ввести.
Но понимаете, подобные меры – люстрация, судебные процессы – характерны для революционных переломов, а у нас страна выбрала не революцию, а реформу. Этот выбор имеет под собой основания – мы все помним, что такое революции в России, чем они кончаются и как проходят. И, быть может, вот это наше нынешнее муторное, межеумочное общественное существование – цена, которую мы заплатили за отказ от революционного пути. Ну, если цена назначена, значит, надо платить. Но здесь важно уточнить, что речь идет не о признании вины, а об ответственности.
.............
Я считаю, модные одно время разговоры о покаянии неточны терминологически. Не о покаянии, а об искуплении надо говорить, если уж пользоваться религиозными терминами, а искупление – это ведь синоним принятия на себя гражданской ответственности за прошлое. Не вина, нельзя говорить: "Мы виноваты", тем более что новое поколение вообще ни в чем этом не виновато, а именно ответственность. Если ты хочешь считаться гражданином России, ты не можешь не брать на себя ответственность за ее прошлое.
– В чем это должно выражаться?
– В честном осознании этого прошлого: смотреть ему прямо в глаза. Не отворачиваться от него. Многие люди в нашей стране собираются в общество "Мемориал": кто-то занимается исторической работой, кто-то просветительской деятельностью, кто-то восстановлением кладбищ, помните, как у Пушкина: "Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам", и дальше: "На них основаны ответы по воле Бога самого самостоянье человека, залог величия его".
Конечно, невозможно, чтобы вся страна стала обществом "Мемориал", но посильное участие в этом, по-моему, дело каждого гражданина.


Все три пункта правильные.

1. Про то, что мириться совершенно не обязательно. Просто сказать, как оно было - вполне достаточно для того, чтобы заложить основу для построения нации.
Иное дело, что и строить нацию не очень обязательно, по крайней мере в наше нелёгкое глобальное время. Но цена за непостроение нации будет немалой, и её уж точно придётся платить нам и нашим детям.

2. Про то, что если делаешь реформу, то незачем корчить из себя революционера. Достаточно честной платы за то, что это НЕ революция. Хорошо бы только понять, в чём эта плата заключается, чтобы ненароком не переплатить.

3. Про чёткое разделение вины (которой нет и вообще непонятно) и ответственности всех живущих и за то, что было, и за то, что есть и будет. И про ответственность как светский синоним древнего понятия "искупление" - особенно хорошо.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 21 comments