Леонид Блехер (leonid_b) wrote,
Леонид Блехер
leonid_b

Н.Е.Тихонова о том, что идёт на смену

Из обсуждения доклада Эмиля Паина "Перманентный кризис культуры модерна или временная "Обратная волна"" на семинаре "Куда ведёт кризис культуры" в фонде "Либеральная миссия".

Говорит Наталья Тихонова:
........................
На мой взгляд, у нас совершенно нормально идущий процесс, вполне укладывающийся по временным рокам в те рамки, которые характеризовали этот же процесс у тех стран, которые теперь принято называть развитыми. Другой вопрос, и он как раз самый серьезный, что внешние условия, в которых этот процесс протекал и протекает, совершенно иные, чем были в свое время в Великобритании, Франции и даже в Германии, которая по отношению к этим странам характеризовалась уже догоняющей моделью развития.

Понимаете, когда страны, первыми вступившие на путь модернизации и ныне успешно ее завершившие, проходили этап социокультурной модернизации и выработки институтов, в том числе и демократических, адекватных этому этапу, то у них не было конкурентной ситуации на международной арене, они были лидерами. Мы же вступаем в завершающий этап модернизации в условиях, когда в мире все поделено и идет жесткая конкурентная борьба. Нас с нашей даже успешной модернизацией никто не ждет, и это накладывает, естественно, свой отпечаток на протекание и перспективы самой этой модернизации. И не мы одни находимся в таком положении.
Безнадежность конкуренции со странами-лидерами и генерирует своего рода псевдовозврат к традиционализму.

То есть то, что мы подчас принимаем за традиционализм, - это часто своего рода реакция на ситуацию, когда, приняв те правила игры, которые предлагаются в рамках культуры модерна, и отдельные люди, и страна в целом заведомо обречены на проигрыш. И люди поэтому не хотят принимать эти правила. Традиционная культура не просто разрушается – в нашей стране она уже разрушена, и на нее опираться уже невозможно. Но ей на смену – увы – не приходит культура модерна.

А что же приходит ей на смену? Подчас национализм – это бесспорно. Но это еще самый простой вариант, и он не охватывает большинства населения.

Что-то более глобальное ей приходит на смену, какой-то альтернативный, ранее неизвестный тип культуры, возникающий в последние полвека именно в странах догоняющего развития.

Если это приобретает четкий религиозный окрас, то это еще позволяет как-то идентифицировать эту культуру. Если же она не имеет религиозной окраски, то тогда совсем сложно с идентификацией ее базовых основ.

Бесспорно ясно только одно – она внеидеологична, утилитарна и прагматична. Причем этот механизм псевдоотката к традиционализму работает прежде всего для определенных социальныхгрупп (например, для молодежи) и даже для определенных стран и ареалов мира – словом для всех, кому нет места в новом глобальном и целостном мире, ключевые роли в котором уже распределены.
Еще один момент, о котором мне хотелось бы сказать, - это мозаичность культуры самих развитых стран. Там есть группы населения, которые уже продвинулись дальше культуры модерна, продвинулись в «постмодерн», а также те, для кого культура модерна вполне адекватна. Но там есть и те, кто не находит себе места в этом мире, и кто находит для себя психологическую нишу в апелляции к некоему традиционализму, традиционным ценностям, нормам и институтам. И не случайно мы видим в этих странах проблему мигрантов второго и третьего поколений, реакция на поведение которых тоже влечет за собой всплеск национализма.
....................
Как можно оценить, учитывая этот глобальный контекст, будущее России? Думаю, что для пессимистических прогнозов серьезных оснований нет. Хотя бы потому, что не очень ясно, как будет складываться вектор культурной динамики в общемировом масштабе.

В таких условиях драматизировать то, что у нас происходит с демократией, и, тем более, делать далеко идущие выводы на основании того, что какие-то чиновники что-то не то и не так говорят, - это, мне кажется, все равно, что беспокоиться о залетевшем в дом комаре, когда начинается землетрясение.

Да, у нас нет западной демократии, но не факт, что она вообще будет существовать через 20 лет даже в странах Запада в том виде, как предполагает ее идеальный тип.

Но и авторитаризма у нас не будет, потому что для авторитаризма нужна легитимность режима, основанная на национальных традициях. Нынешняя же власть политически неустойчива, так как, апеллируя, с одной стороны, к ценностям традиционализма, а с другой – модерна, она не учитывает, что большинство населения страны не является носителем ни традиционной культуры, ни культуры модерна.

Скорее это носители – я сужу по данным социологических опросов - той самой альтернативной утилитаристской культуры, о которой я уже упоминала.
.....................
Формируются ценности новые, утилитаристские в своей основе. И представления меняются. Так, например, меняется понимание свободы – притом, что сама по себе ценность свободы была традиционно велика. И запрос на модель определенных действий со стороны власти в обществе переформулируется. Этот вектор движения был бы еще ярче, если бы не отток части населения страны, не миграция представителей прежде всего определенных слоев населения, где локализуются носители тех или иных конкретных ценностей, но все равно он прослеживается достаточно отчетливо. То есть подспудно в сфере культурной динамики в российском обществе идут достаточно бурные процессы.

Хочу обратить ваше внимание и на то, что эти процессы просто не могут не идти, потому что именно сейчас страна вступила в полосу развития, когда горожане во втором и последующих поколениях стали составлять большинство населения. Такого в истории России не было никогда,
это произошло в последние 15 лет.
При этом известно, что только горожане во втором поколении образуют субстрат для формирования какого бы ни было типа культуры, кроме традиционной, а в определенных условиях – и культуры модерна. У нас – в зависимости от ряда факторов – складывается некий гибрид - частично культуры модерна и частично какой-то альтернативной культуры.

В целом, повторяю, я оптимистично смотрю на ситуацию, если говорить о происходящем в историческом масштабе, а не о текущей ситуации с демократией в стране. Конечно, с ней у нас
плохо. Но трудно было бы рассчитывать на то, что в таких условиях с ней могло бы быть хорошо, кто бы ни пришел к власти.

...................

Конечно, все текстовые выделения - мои, автор за них не отвечает. Но какова идея про новую культуру! Нутром чую, что копать надо именно здесь.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 35 comments