Леонид Блехер (leonid_b) wrote,
Леонид Блехер
leonid_b

Сказано

Рассуждение, которое меня просто завораживает и заставляет вокруг него создавать реальность (из поста ivanov_petrov  "О том, как иностранцы видят Москву").

Итак, есть такой обычный уже сейчас разговор - ах-ах, новое средневековье. То-сё гибнет, в упадке, и будет плохо. На это мужественным голосом отвечают обычно: а не было случая, чтобы технологии терялись. Так что - всё пучком, может, какая гуманитария потеряется, да кому она сдалась, а всякие комфорты и теплый клозет пребудут вечно. На это есть возражение: неправда, технологии терялись, забывались лук со стрелами, вообще едва не все может быть забыто. Другое дело - забывалось локальными культурами. А потом открывалось другими. Но мы теперь глобализованы и все представляем собой одну культурную ячею. И запросто можем забыть лук, стрелы и теплые сортиры. Да, может быть, потом их откроют заново. Историки будут рады, нам же это будет не так весело. То есть: мысль о падении даже и технического аспекта цивилизации не такая уж смешная, нет оснований считать, что этого не может быть. Техника движется - как и прочее в социальном мире - ценностями (это такое стыдливое наименование, как бы нйтральное. Если я скажу "верой", многие просто не поймут, у них в этом месте встроена в голове особенная такая непонимательная машинка. А если говорить "ценности", то некоторые еще понимают). Сначала имеются ценности и зовут, манят за собой, как выражался Бегемот, ценности являются - а потом, когда народ долго на них смотрит и тянется, начинают придумываться всякие штуки.

Итак, эту мысль я посадил сбоку - она как акула в толще океана, неподвижна и просто ориентирует взгляд - подводный мысленный пловец невольно посматривает на такую стоящую неподвижно акулу. Теперь можно опять про сословное. И тут надо бы подробно рассказывать серию переносов, но это долго - там каждый этаж - не сделанная теория, это жалко, что народ не делает вменяемой теоретической социологии, но что делать. Нет теории - нет общепонятный слов. И потому - придется верхним чутьем.
Чтобы современное общество - с такими параметрами демографической плотности, технологической и социальной сложности и еще прочими параметрами - из которых главный, между прочим - этакое вот устройство сознания у людей - а они становятся все менее подверженными чувствам и все раньше взрослеют, становятся рассудительными, одинокими и не связанными никакими законами и ценностями одиночками - у нас ценности индивидуализируются - народ по привычке всё еще балабонит про индивидуацию людей - хотя и в России, и в Китае никакого коллективизма, народ давно индивидуален до чертиков, то, что происходит - есть индивидуация ценностей, то есть у каждого своя система ценностей, она все труднее переводится в чужую и общую - это и есть очень тяжелый симптом - так вот, чтобы такое общество содержать, надо очень сильно реформировать нынешнюю социальную ткань.
То, что сегодня - наследие абсолютистских монархий 16 века в одежде вранья за 300 лет, вранья про народ и нацию в границах империй, вранья про равенство из времени заводов Форда, в общем, в политическом словаре почти нет вменяемых слов, в экономике дело того хуже - но это еще более отдельная песня.
И вот, надо это общество, нежизнеспособное и не желающее даже понимать, что оно так жить не может - как-то переформатировать. Есть очень немного способов-путей это сделать.
Один - это именно сознательный путь, построение общества, где люди отвечают за себя и сознают, что делают - об этом говорится в метафоре трех сфер социальной жизни, когда нет единого управления - это не имеет отношения к бреду о сетевом обществе, там просто еще одна глупость, чтобы люди не проснулись - так вот, нет единого управления, а есть разделение общества на относительно автономные части.
Но так идти очень трудно, и сейчас - насколько можно видеть - склоняются всякие властные люди к иному пути, когда то же произойдет иначе, несознательно.
Вырабатывается то, что можно назвать стилями жизни, которые имеют принудительную власть законов - именно то, о чем говорят: в этот круг не войдешь. Из круга своих не выйдешь, а в чужой круг не войдешь, особенно если он уровнем выше. Это не прописано законодательно, но люди дифференцируются по типам, по стилям жизни - и это подается (а частично является) их свободным выбором. Люди рады быть в своем круге - в большинстве, некоторые не рады, но их мало.
Свобода чуть меркнет, когда догадываешься, что этот выбор - и для детей. Сословное общество сейчас быстро стабилизируется, и добровольный выбор родителей пивасика с телевизором и поменьше заморачиваться - будет принудительным для детей.
Разумеется, эти процессы идут не в индивидуальной выборке, мало кого берут за шиворот - это делается именно социальными потоками, люди сами выстраиваются в такие вот слои - добровольно. Как именно выстроены системы ценностей, организующие добровольное выстраивание в слои - опять долгий и отдельный разговор. Но в целом это выстраивается для достижения нового уровня управляемости и стабилизации общества - с которым становится крайне тяжело работать.
В сословном - если угодно, это в кавычках, как метафора - новом сословном обществе без большого принуждения и крови можно будет управлять поведением людей - статистическим, конечно, никого не волнует сотая процента бегущих в другую сторону - и это управление будет достигаться не сознательно, а помимо сознания.
Примерно это имелось в виду.


Я бы только подчеркнул, что это самое управление особенное. Свобода - это не деньги. В том смысле, что если её отберёшь у другого, то у тебя самого её станет меньше. Т.е., бегут от свободы сразу и манипулируемые, и манипулирующие, или по крайней мере близкие к рычагам и тумблерам.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments