Леонид Блехер (leonid_b) wrote,
Леонид Блехер
leonid_b

Из разных записей и споров в ФБ относительно Дня Победы и др. близких тем

............
Я в этом как-то пытался разобраться. И у меня получилось, что те, которые на этот праздник прищуриваются, делают это (подавляющем большинстве случаев) потому, что им совершенно не хочется праздновать Победу. Они хотят праздновать окончание войны. Они хотят отмечать день памяти павших и убитых. Но Победа им - не своя.

Потому что Победа - общая, "одна на всех". А они не ощущают этой общности, чтобы не сказать больше. Они не победили вместе со всеми.

Понимаете, погибшие и павшие есть в каждой семье. Они принадлежат этой семье. А Победа - это не семейное дело. Её не должно было быть. Но она была.

И по сравнению с этим головокружительным фактом любые неправильные формы государственного поведения не имеют никакого значения. Это всё равно как если бы сосед напился бы и неадекватно себя вёл, по поводу нежданного выздоровления от смерти. Ну да, неадекватно ведёт себя. Но ведь он выжил и остался!

Так что я думаю (и вижу), что дело тут именно в этим тонкостях идентификации. А поскольку сказать этого нельзя, и даже подумать об этом - всё равно что самому себе в рожу плюнуть... То люди и дуреют, когда пытаются об этом выразиться. Выдумывают или придираются хрен знает к чему, только чтобы отделиться, отбежать подальше, показать, что они не такие. Ур-роды, одним словом
................

У меня неприятное ощущение, что я не доживу до того, как против празднования Дня Победы в России выступит хоть один умный, знающий и вменяемый человек.
Собственно, люди бывают разные.
Но, возможно, что выступая так или иначе против этого праздника, человек снимает с себя все свои положительные умственные и человеческие качества. На время выступления.
А потом он их, конечно, снова надевает.
Тьфу ты, з-зараза, до чего же противно так думать.

...............
(пишет Нахим Шифрин): Под копирку их, что ли, делали, этих бывших советских инженеров? Какая то вселенская анти-вата, точный слепок советских пропагандистов, с такой же ужасающе предсказуемой риторикой. С такой же неизбывной гневливостью в речах.
Я не берусь рассуждать о поразительном сходстве имён и фамилий моих зарубежных критиков - было бы смешно с моей родословной и моими интернационалистскими убеждениями на излёте лет записываться в антисемиты, но мне порой кажется, что некоторые мои оппоненты - это часть масштабного международного розыгрыша, что мой собирательный соплеменник, волею судеб оказавшийся в эмиграции - это всего лишь один пользователь Фейсбука, забавляющийся изрядно затянувшейся литературной мистификацией. Что это он один зарегистрировал бессчетное число аккаунтов и привычно строчит на них какую-то избирательно зловещую российскую хронику.
Я понимаю мотивы, по которым можно ненавидеть государство, я разделяю негодование по поводу всех палачей, доставшихся кровавой советской истории, но я не умею при этом возненавидеть саму страну и скопом - несметное число её бесконечно разных и не похожих друг на друга жителей.
Мое актерское воображение не раз рисовало мне жизнь, оторванную от российских реалий: я представлял себе любые возможные обстоятельства вынужденного отъезда. Но вместе с этими картинами, которые я не оценивал ни как трагические, ни как оптимистические, в моей голове прочно утверждалось убеждение, что ни при каких обстоятельствах я не стану бесноваться или плевать в сторону оставленной мною границы.
Возможно, моя привязанность к огромному числу зрителей, сидящих по другую сторону рампы, рождала это строгое обетование - не говорить о них плохо, если судьба разведёт меня с публикой, которой я так обязан.
Я понимаю, что при любом стечении событий надо принимать сторону тех, чья правота кажется тебе несомненной. Но как разглядеть эту правоту в мире, в котором делается так много, для того, чтобы она становилась реально неразличимой.
Когда-то бунинские "Окаянные дни" отчасти породили эту узнаваемую риторику, которой хватило уже на все новые волны эмиграции. Но мне трудно вообразить за каждым из своих заграничных корреспондентов именно Бунина.
Черт его знает, какая толкотня возникнет из-за этого текста сейчас, когда у меня не хватает спокойствия его даже поправить, но может быть, некоторым из вас стоит отписаться от меня, чем терзать себя, меня и многих моих подписчиков этой нескончаемой, злой картечью каких-то совсем уже клинических комментариев?
..................
(пишет Сергей Худиев): Про термин "победобесие" я бы хотел заметить следующее. В условиях свободного рынка и отсутствия партийного контроля тема Победы, конечно, будет делаться предметом коммерческой эксплуатации и самого дурного опошления. Это да. Какой капиталист откажется поднять денег на продаже патриотического антуража? А в условиях сколько-нибудь свободной политической дискуссии - еще и предметом политических спекуляций. Это уж обязательно.
И конечно, забеги на тему "я самый пламенный патриот! - нет я!" могут быть зрелищем маловысокохудожественным.
Вся эта пена неизбежна в условиях хотя бы некоторой свободы.
Вся эта пена, однако ничего не меняет в том, что мы живы благодаря тому, что наши относительно недавние предки отбились от нацистов. И их подвиг достоин благодарной памяти. Отношение "подумаешь, они спасли Россию... А может лучше было не спасать" представляется мне гораздо более пошлым, чем самые унылые пошлости на тему Победы. В качестве картинки - витраж в английском соборе, изображающий павшего британского воина, восходящего ко Христу. Мне, кстати, было бы немного неуютно - герои это герои, святые это святые, это, возможно, пересекающиеся, но не совпадающие категории лиц. Все же в наших соборах именно такого нет. Но вот англичане считают, что это нормально.

.....................


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 105 comments