Леонид Блехер (leonid_b) wrote,
Леонид Блехер
leonid_b

О романе Пьюзо и фильме Копполы

Из обсуждения в ФБ у А.А.Игнатьева (здесь rencus) роли семьи и особенно жены в "Крёстном отце".
............
Жёны были у всех, и их роли в романе очень велики, просто очень. Взять хотя бы разговор жён Дона и Майкла, в результате которого жена Майкла переходит в католичество и истово отмаливает душу своего мужа от ада.
Т.е., это максимально важная роль жены в жизни мужа.
..............
Самого главного содержания этого удивительного социологического во всех смыслах романа (описания мотивов, структуры, принципов принятия общего решения и проч.) в фильмах нет. Его невозможно показать, оно только рассказывается.
..............
Я вижу это так: у Копполы, по необходимости и ограничениям его инструмента (т.е., что он может только показывать) существует сильный перекос в сторону объяснения (всего, что он показывает, а мы видим) через индивидуальное переживание, индивидуальное решение, индивидуальное действие.
А Пьюзо, исходя из его словесных возможностей, яснее показывает, что в личностном поведении у него от индивидуальных особенностей, а что - от ценностей, установок, правил, норм, культуры и прочих общих для всех механизмов.
Надо ещё учесть, что Пьюзо никуда не торопится, он может рассказывать медленно и рассудительно, сколь угодно подробно - всё равно читатель будет читать и понимать всё, что он напишет и опишет - в своём темпе. Паче перечитывать и проч.
А Коппола вынужден (и очень хочет) задавать зрителям тот ритм, в котором они воспринимают его картинку и всё, что за ней. И, соответственно, возможность думать самим у зрителя существеннно меньше, чем у читателя.
Особенно когда дело касается вещей общих и, таким образом, символических.
Т.е., как говаривал мой большой друг и знаток кино - "балаган, он балаган и есть".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment