Леонид Блехер (leonid_b) wrote,
Леонид Блехер
leonid_b

Вынесу я

Из обсуждения в ФБ вопроса о двух наследниках Византии:

- Леонид, а в чём всё-таки прибыток от принятия такой интерпретации - "если рассматривать...". Ну, мы убираем тогда из действующих факторов культурную и религиозную идентичность и? Что получаем такого, что не могли увидеть без этого допущения о "родстве"? (Наталья Чудова спросила)

1. Мы не убираем никуда никакую идентичность, у неё есть своё место. Мы просто рассматриваем в качестве основы функционирования государства поставленные задачи, уровни, масштабы и способы их решения, систему распределения ответственности и прочие безусловно существующие вещи, которые делают возможным каждодневное существование общества и его устойчивость.

2. Насколько это важнее любой системы идей, рассматривается, скажем, у Ал.Токвиля в его "Старом порядке и революции". Где он, великий социолог, (в широком, подлинном смысле слова), показывает, насколько и как сохраняется и проходит, как нож сквозь масло, через все общественные взрывы и войны, способ управления и принятия общественных решений.

3. На пространстве, куда некогда пришёл имперский способ жизни и имперский взгляд на государство и общество, как правило, ничего другого просто так не бывает, независимо от того, какая группа людей правит. Или какую группу она спихнула для того, чтобы начать править сама. Или, как говорит Алексей Миллер, "Давайте помнить: руины - это не пустое место".

4. Таким образом, в случае с Османской и Российской империей мы имеем дело не только и не столько с противостоянием, сколько с такой формой развития, когда птенцы в одном гнезде растут, пихаясь и скаля друг на друга... э-э-э... клювы, что ли.

5. И хотя в начале двадцатого века в результате одного и того же события обе империи одновременно как бы свалили с этого пути (одна - в сторону государства утопического, а другая - национального), всё равно историческая инерция (или лучше сказать - музыка и ритм событий и решений) продолжались, mutatis mutandis. Дико, по-турецки жестокие власти, геноциды собственного народа, важность идейного обоснования, притяжение-отталкивание от западнохристианской (по происхождению) Европы ... Всё у нас одинаковое или близкое.

6. Даже подъём религиозного взгляда на мир и монотеизация, что ли, населения, у нас пошли одновременно в последние четверть века. У нас православие, у них что? Ага, точно.

7. Так вот, с точки зрения общности, рассматривать происходящее в двух странах значительно полезнее для ума и возможности предвидения и понимания, чем рассматривать наши страны как противопоставленные.

8. Хотя при случае можно и повоевать, братья часто, как известно...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments