Леонид Блехер (leonid_b) wrote,
Леонид Блехер
leonid_b

Об активистах политических и неполитических, провластных и оппозиционных

Из отчёта социолога Светланы Климовой:
Политические активисты - это люди, которые говорят о себе как о человеке, готовом объединяться с другими для защиты своих прав; чувствующем ответственность за происходящее в городе, в доме, во дворе; помогающем своим друзьям.
Важным признаком, формирующим этот тип, является отношение к власти. Тех, кто недоволен работой властей, мы назвали "оппозиционными прогрессорами". Стоит уточнить, что оппозиционнность "прогрессоров" весьма условна, поскольку она никак не проявлется (возможно, мы не нашли нужных индикаторов), если не считать молчаливого недовольства. Другому типу, тому, кто доволен работой властей, мы дали имя "провластные прогрессоры".
Как те, так и другие весьма скептически оценивают готовность сограждан объединяться для совместных действий; их способность отстоять свои права, способность повлиять на власти.
Мы назвали этот тип политических активистов "прогрессорами", потому что они приписывают себе способность к социальному действию, отказывая в этой способности другим.
.........
Несистемные неполитические активисты - антиподы политических активистов. Для этих двух групп существует одна и та же рамка - социальная активность. Но первые не занимаются политикой, а вторые не вовлечены в общественную деятельность по решению разнообразных проблем горожан.
.....
Самопрезентации несистемных неполитических активистов в какой-то мере похожи на самопрезентации политических активистов. Они говорят о себе как о людях, готовых объединяться с другими для защиты своих прав, помогающих другим людям.
Но в отличие от политических активистов, несистемные неполитические активисты считают своих сограждан субъектами социального действия.
И это приписывание согражданам статуса субъектности – естественно для социальной роли несистемных неполитических активистов, поскольку они в своей повседневной практике реализуют свой собственный потенциал субъектности во взаимодействии с другими людьми.
Интуитивно я с этим выводом согласен, да и опыт подтверждает: неизвестно почему, но любое мысленное действие, направленное на власть - что поддержка, что противопоставление ей - всегда совмещается с презрением к своим согражданам.
Конечно, это бывает только тогда, если такое мысленное действие - не единственное общественное. Т.е., если человек занят каким-то конкретным общественным делом, то у него нет оснований для презрения к согражданам, и нет времени для отношения к властям как к таковым.
И ещё интересно, что оппозиционными прогрессорами исследователь называет тех, кто просто оппозиционен властям в своей душе, никакими телодвижениями (если не считать таковыми фигачение по клавишам) свою оппозиционность не выражая. Это совмещается с известным афоризмом Ивана Давыдова ("Нынешняя власть - это не про слова"), который тот высказал ещё в начале нулевых.
А ещё говорят, что мы - как другие. Нет, конечно. В какой ещё стране политически озабоченные граждане так относятся к своим согражданам? То-то.
Но возможно, что я неправильно поставил импликацию, и первично - отношение к окружающим, но лично неизвестным согражданам. Как говорит С.Климова, отказ им в субъектности. Тогда - кто остаётся? Власть.
Нет, непохоже.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 52 comments