Леонид Блехер (leonid_b) wrote,
Леонид Блехер
leonid_b

Новая книга Г.Ю.Любарского

Книга называется "Новый наряд Гутенберга", выложена в гугльбуксе.
В аннотации к книге говорится следующее:
Тема исследования – разнообразие мнений об образовании, проблемы образования и место в социальной системе по представлениям населения.
От темы образования тянется множество связей. Это передача знаний молодому поколению, социализация членов общества, воспитание лояльных граждан государства, выучивание первичных социальных ролей, формирование картины мира, выход на исходные позиции карьерных траекторий, образование социальных групп и страт, поскольку образование, наряду с доходом – важнейший показатель социальной дифференциации.
Это сложнейшее сплетение функций в социальной системе изучается с разных сторон учеными-профессионалами, но зависит в основном от мнений непрофессионалов. Каждый родитель оказывает влияние на устройство образования, хотя уровень его представлений об устройстве этого социального института может быть очень разным.
Зачем знать мнения всяких дураков? – Так, если откровенно, думает любой специалист в отношении мнений профанов о предмете его специализации. Что за дело инженеру до соображений необразованного большинства? Ученому? Другое дело, если этих профанов надо учить, но слушать их мнения – слуга покорный.
Так зачем же? Причин можно придумать много. Например, чтобы разговаривать с окружающими. Для этого лучше знать, чего можно ожидать, как воспринимаются те или иные мысли, что для этих окружающих банальность, а что вообще в «дырке» – то есть у них об этом нет мыслей и они даже не догадываются, что на эту тему так можно думать.
Чтобы представлять себе, как можно изменять сферу образования, что потянется за тем или иным решением, важно знать объективную картину, реальное устройство различных общественных институтов, и важно представлять общественное мнение об этом. Ландшафт мнений может очень облегчить одни решения и крайне затруднить другие, одни преобразования будут встречены как долгожданные и даже запоздавшие, другие – как беспочвенные новации, одни законы будут казаться осмысленными, а другие – ошибочными.
Этот ландшафт мнений можно изучать разными путями. В этой работе использовано наблюдение за высказываниями людей. Люди свободно разговаривают на эти темы – и из их слов становится ясно, что они думают.
Думают – о чем? Тут трудность. Работа проводилась поиском по блогам. Что бы ни воображал себе автор исследования о своей теме, в реальности он получил всего лишь ответ поисковика на некий набор ключевых слов. Так что сказать, что, мол, изучали то-то и то-то, значило бы солгать. Честнее перечислить ключевые слова, на которые производился поиск, и предъявить результаты с выводами – это и будет целевое описание.
Набор ключевых слов был: образование литература чтение.
Надо пояснить, зачем взяты литература и чтение при интересе к сфере образования. Не лучше ли физику или математику? Или вообще посмотреть только на слово «образование», без указания предмета?
Причина вот в чем. Каждый предмет высвечивает в разговоре собственные грани, которые не возникают при разговоре об образовании вообще. То, что говорится о литературе или химии – не говорится, когда речь о «школе»: мысли не доходят до такой детальности, иным получается разговор. Лучше выбрать какой-нибудь предмет, чтобы социальные связи, тематические связи темы «образование» высветились в достаточной полноте.
Почему же именно литература и чтение? Потому что это базовые интеллектуальные умения. Образование есть по преимуществу работа с текстами, и всё дальнейшее обучение завязано на умение читать. Читать сейчас учат во многих семьях до школы, так что начальная школа работает с очень разными детьми – от тех, которые давно читают, и до тех, кто по-русски почти или совсем не говорит. Судьба чтения, умение беглого чтения и понимания текста – очень важные составляющие образования, и включение этого слова позволяет добраться до разговоров, многое характеризующих в устройстве образования. У литературы как социального умения очень особенная судьба в культуре, – и хотя особенностей хватает у любого предмета, но при разговорах о литературе всплывают очень разные темы. Почти любой другой предмет оказывается более специальным. Скажем, в связи с математикой всплывает преимущественно тема «науки» и научного прогресса. Умение читать и понимать тексты – то, что обозначается словами «литература, чтение», умение работать с книгами и большими текстовыми массивами – более фундаментальное свойство культуры и сочленено с самыми различными социальными умениями. Включение в запрос слов «чтение литература» выводит на проблемы школы, а не высшего образования, захватывает разговоры о новых навыках, а не сводится к обсуждению только проблем школы, приводит к разговорам о базовых умениях, необходимых для всякого иного обучения.
Содержание книги (названия глав):
0. Представления об образовании, формах чтения литературы и читательских стратегиях по данным разговоров в сети Интернет
1. Школа: учат плохо
2. Новое чтение, новые книги и новые читатели
3. Новое восприятие текстов
4. Беда от любви к чтению
5. Круг чтения обыкновенный вынутый
6. Виды классики
7. Смысл образования. Практичность и эффективность: образы идеала
8. Механизм равенства
9. Согласие на неравенство: элитное образование
10. Перечень дырок: о том, чего нет
11. Прогноз возможных изменений
И сама книга, и метод "когнитивных схем", использованный Г.Любарским для анализа разговоров в сетях - уникальны. Очень советую.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 15 comments